Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Гирокастра, ч.1: крепость
velo1
novotor
Гирокастра (Gjirokastra, 20 тыс.жит.) - древний город на юге Албании, в долине р.Дрино. Укреплённое поселение существовало на этом месте с античных времён, поэтому о точной дате основания говорить не приходится. В письменной истории, город известен с 1336, под греческим именем Аргирокастрон ("серебряная крепость"), и в составе Эпирского деспотата. Албанский клан Зенебиши отвоевал у последнего часть земель, и на короткое время (1386-1418) город-крепость стал центром княжества Гирокастра. Слабые и разрозненные, феодальные псевдогосударства Эпира не могли долго противостоять османскому напору, и одно за другим, мирным или военным путём попадали под власть султана. В 1418 году, настал черёд Гирокастры - крепость была взята штурмом, и турки обосновались здесь на долгие 500 лет. Нельзя сказать, что при османской власти город находился в угнетённом состоянии: став центром санджака, он имел немалое административное значение и развивался как торговый центр. Есть свидетельства, что в 17 веке в Гирокастре (по-турецки Эргири) насчитывалось 2 тысячи домов, 8 мечетей, 3 церкви и даже 5 гостиниц.

По итогам Первой Балканской войны 1912-13, эта территория вошла в состав вновь образованного албанского государства. Помимо албанцев, Гирокастру населяла значительная греческая община, и соседняя Греция всегда имела виды на этот район, называемый ею Северным Эпиром. В течение Первой мировой, Греция несколько раз пыталась его аннексировать, но решением Парижской мирной конференции, границы остались неизменными.

В наше время, Гирокастра имеет статус города-музея. Ансамбль её средневекового исторического центра охранялся государством ещё с 60-х годов, а с 2005 года он включён в реестр Юнеско. Тем не менее, туристическим бизнесом город пока ещё не испорчен, и его посещение доставит вам немало приятных минут. Если вы уже находитесь в регионе, добраться в Гирокастру несложно машиной или автобусом: через город проходит хорошее меридиональное шоссе.

Гирокастра: транспортная доступность

По нему мы и въехали в город вечером 11 сентября, а наутро первым делом поднялись в крепость и совершили по ней небольшую экскурсию. Крепость - одна из самых больших в Албании, и при этом, хорошо сохранилась. Она буквально доминирует над городом, и её фасадная сторона помещается в один кадр, только если забраться на соседний холм и снимать оттуда:

Гирокастра: крепость (северная сторона)

Ко входу мы подошли минут за десять до официального открытия, но туристам здесь, похоже, рады в любое время (цена билета - всего 200 лек).



История Гирокастры, безусловно, начиналась с цитадели. Первые фортификации сооружались ещё во времена Эпирского деспотата (12-13 вв.), а после её взятия турками, крепость основательно перестроил султан Беязид Второй в 1490 году. Следующей модернизации цитадель подверглась уже в 1811 году, под руководством безраздельного властителя региона того времени Али-паши Тепеленского. Помимо прочего, в крепости была установлена часовая башня и проведён акведук. Потеряв военное значение, крепость пришла в упадок, но особых разрушений не претерпела. На общем плане, она до сих пор выглядит как цельное и грозное сооружение:

Гирокастра: крепость (южная сторона)

В 1932-68 годах, в юго-западных казематах была организована тюрьма:

Гирокастра: крепость (казематы)

Остальные помещения, расположенные вдоль длинной внутренней галереи, сегодня служат своего рода музеем артиллерии. В качестве экспозиции, в нём собраны орудия и пушки из Италии, полученные ею по репарации ещё после Первой мировой и завершившие здесь свою военную карьеру с концом итальянской оккупации Албании. Непонятно, на что рассчитывал Муссолини, вступая в серьёзную войну с таким вооружением; впрочем, плачевные итоги не заставили себя долго ждать.

Самый интересный экспонат - двухместный танк, изготовленный на заводе Фиата и больше напоминающий народный автомобиль, чем боевую машину. Внутри галереи я не снимал, опасаясь за батарейки, поэтому фотку смешного танчика заимствуем с интернета:

Гирокастра: крепость (мини-танк)

Снаружи тоже расставлены какие-то пушки, возможно, ещё турецкие:



В Албании был и свой Пауэрс. В разгар холодной войны (1957), албанские ВВС принудили к посадке американский самолёт-разведчик. Не зря товарищ Энвер Ходжа уделял столько внимания укреплению обороноспособности! Что стало с пилотом - неизвестно, а вот корпус шпиона привезли сюда и поставили в угол:

Гирокастра: крепость (самолёт-шпион)

Крепость Гирокастры - яркое подтверждение тезиса о том, что консервация лучше полной реставрации. Эстетически, здесь всё выглядит безупречно:

Гирокастра: крепость (внутренний двор)

По этому коридору, проходим в восточный конец цитадели, где над долиной возвышается бастион с часовой башней:

Гирокастра: крепость (восточный бастион)

По пути к бастиону, находим современное сооружение. На этой просторной сцене в историческом антураже, уже много лет (с 1968 года) проводятся всеалбанские фольклорные фестивали (последний состоялся в мае 2015) и другие события культурной жизни:

Гирокастра: крепость (фестивальная сцена)

Сам бастион тоже красив и гармоничен:



Я не большой знаток османской архитектуры, но рискну утверждать, что сахат-кула Гирокастры - один из лучших образцов часовых башен на Балканах:

Гирокастра: часовая башня

На этом мы завершили краткий осмотр крепости, а открывающиеся с неё виды на город посмотрим уже в следующей части.

  • 1
А в Джирокастре мы были не далее, чем вчера, только очень быстро - было время только на прогулку по самой крепости. Отличные у Вас заметки, скоро утащю к себе, как только по тематике совпадет. ))) Жду еще.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account