Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Дуррес, ч.1: привокзальный
velo1
novotor
Дуррес (115 тыс.жит.), по сравнению с Тираной, - вечный город: он был основан ещё древними греками в 7 веке до нашей эры. Несмотря на то, что Дуррес быстро уступил Тиране роль столицы в независимой Албании, он рос и развивался как экономический и транспортный центр, ну а морскими воротами страны он был всегда.

Этому городу мне удалось уделить всего несколько часов, в рамках однодневной вылазки из Тираны. Я хотел было прокатиться туда на поезде, но накануне узнал, что железная дорога из Тираны уже ушла - демонтаж этого вида транспорта в Албании явно ускорился. Ветку Вора-Тирана закрыли в сентябре 2013, и с тех пор успели разобрать рельсы и на месте перронов и привокзальной площади вырыть котлован. От станции осталось только здание вокзала, которое решили перепрофилировать под ресторан.

Впрочем, сложностей в сообщении между городами эта ликвидация не добавила: Тирану и Дуррес (35 км) связывает неплохое шоссе, по которому бойко курсируют автобусы и маршрутки. Остаётся лишь найти место посадки: автовокзалов в Тиране нет, и автобусы отправляются откуда придётся, а точнее, где удалось договориться с властями о стоянке. Раньше это были окрестности вокзала, но в связи с реконструкцией, большие автобусы теперь разворачиваются у Дворца спорта (километра за три от центра), а маршрутки прячутся в привокзальных дворах. Проблему оповещения народа о новых раскладах решили по-албански просто: от вокзала выстраивается цепочка зазывал, которые зычно выкрикивают "Дуррес!" и направляют пассажира к нужной маршрутке.

Стоимость проезда минимальна: 150 лек, что на сотню дешевле, чем до аэропорта, который вдвое ближе (а автобусный билет даже подешевел до 130, в качестве компенсации за недовоз до центра). Ехать меньше часа, но фотографировать через тонированные окна не получится, так что представление о маршруте передадим с помощью карты:

карта: Тирана, Дуррес и окрестности

Замечаем, что по площади Дуррес не уступает Тиране, тогда как населения меньше в 6 раз. Надеемся увидеть менее плотный, более спокойный (насколько это возможно в Албании) город.

В прошлом году, на шоссе появился новый ландмарк: на пригорке у поворота в аэропорт вырос 5-звёздочный отель Amadeus Palace. Помпезности его здания позавидовал бы даже Древний Рим:

Тирана: гостиница Amadeus Palace

А дальше, вплоть до самого Дурреса, вся равнина к югу от дороги занята дачно-коттеджной застройкой весьма приличного вида. Говорят, что земли бывших колхозов раздавались чуть ли не всем желающим, после чего эти желающие дружно занялись самостроем, даже не заморачиваясь легализацией своих участков и домов.

Прибываем в Дуррес. Здесь всё предельно просто: весь транспорт сосредоточен в одном месте - на обширной привокзальной площади. Поскольку моя поездка случилась экспромтом, пришлось тут же в киоске купить карту города и составить план его осмотра. Виртуально, нашу прогулку мы разделим на три части. В первой, пройдёмся по площади и вокруг, и конечно же, посетим вокзал. А все прелести Дурреса - набережную и "вторую линию" - оставим на потом. Итак, маршрут первой части, по часовой стрелке:

Дуррес: план города в районе вокзала

Площадь плотно заставлена разномастными автобусами, а вся её западная сторона буквально усеяна транспортными агентствами, выполняющими функции автовокзала. Здесь можно купить билет на международные рейсы, от Стамбула до Гамбурга, а также на паром в итальянские порты Бари и Бриндизи (всё в пределах 50 евро):

Дуррес: привокзальная площадь

Слева - пустынный вокзал. Дуррес остался единственным железнодорожным узлом страны, и всё пассажирское расписание умещается на одном плакатике - четыре пары поездов в день:

расписание движения пассажирских поездов по станции Дуррес

На перроне обнаруживаем, наверное, половину всего вагонного парка страны:

Дуррес: вокзал

Два двухвагонных состава, очевидно, готовятся к отправлению на Шкодер и Влёру - проводники на месте, приводят в кое-какой порядок своё хозяйство. А оно в удручающем состоянии: вагоны раздолбаны, все стёкла побиты. Первый класс отличается от второго разве что количеством граффити:



На запасном пути обнаружился и локомотив. Это прекрасно знакомый нам ЧМЭЗ (серия Т669.1, годы выпуска 1969-72) - Чехословакия поставляла тепловозы не только в Советский Союз, но и в ряд других стран, включая Албанию (около 30 штук):

diesel locomotive ČKD Praha, T669.1053

Совсем в албанском духе, по путям бегают дворняги и мирно пасутся свиньи (пруфпик сделать не смог, ибо против солнца).

В тупике стоит то ли памятник, то ли забытая цистерна:



Привокзальная застройка особым изяществом не отличается, но стоит пройти пару кварталов к набережной, и появляются признаки современности. Сразу два торговых центра - Flagship и Blue Star на улице Эгнатиа:

Дуррес: торговые центры Flagship и Blue Star

А к северу от вокзала - кварталы традиционной застройки старого Дурреса. Здесь же городской рынок и сопутствующие ему рыбные, молочные и мясные лавки. Натурализм порой слегка шокирует:

албанская мясная лавка

Эта часть города выглядит мрачновато, и на улицах почему-то мало торговых заведений:



На балконах всё как обычно: цветочные горшки в ряд, бельишко. Капитальный ремонт, судя по всему - забота самих жильцов:



К востоку, жилой фонд постепенно облагораживается - среди старых домов появляются элитные особняки,



а ещё дальше - дорогие по виду жилые новостройки оригинальной архитектуры:



А за улицей Стефана Качулини - уже полноценные коттеджные посёлки:



В отличие от тиранских, элитные пригороды Дурреса весьма обширны, и не страдают от дефицита пространства. Интересно, это тоже самострой, или уже организованный, легальный рынок?

По Адриатическому авеню возвращаемся к исходной точке. Слева тянется портово-промышленная зона, а справа - вполне цивильный проспект, с широкой полосой сквера и кафешками на первых этажах:



На стене крайнего дома обнаружилась ксенофобская надпись о том, что здесь формируется пакистанское гетто - возможно, со времён социализма, этот район утратил свою престижность. Ну а мы, по итогам этой короткой прогулки, можем смело применить универсальную формулу: "Дуррес - город контрастов".

  • 1
Огорчает,что власти похоже решили окончательно закрывать железнодорожное сообщение в стране.Видимо денег нет,а судя по фоткам,что я видел ранее,состояние чугунки в Албании жуткое.Так получится 1-ая страна в Европейской части страны без железнодорожного сообщения(за исключением мелких Ватикана и Сан-Марино).

Пока ходят, и даже пассажиров много :)

Да, локомотив из ЧССР. Интересно, что после разрыва с СССР в 1961, Албания сохранила торговлю и дипотношения на уровне поверенных в делах со всеми странами СЭВ.
В албанских фильмах 1970-1980-ых заметны локомотивы, автомобили и грузовики из ЧССР, микроавтобусы легковушки(вроде ваз2106) из Польши, какая-то продукция из ГДР, ВНР, Румынии(автомобили АРО). Только про Болгарию ничего не нашел.
Была торговля и с капстранами - Австрия, Швейцария,Франция, Англия, США(с начала 1980-ых), Греция(с 1974)
Торговали и с СФРЮ, несмотря на неприязнь к Тито

Там на карте северней Тираны два города - Круя и Фуше-круя.
В первом музей и замок, знаменитое место. В Фуше-круя расположен легендарный цементный завод, его вроде бы начали строить в 1960 совместно с чехами, а завершили в 1964 уже с помощью китайцев. Из этого цемента бункера делали.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account