Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
лучший онлайн-инструмент для планирования маршрута автотуристом
velo1
novotor
Вследствие девальвации рубля и фактического закрытия транзита через Украину, для российских автотуристов настали трудные времена. Однако, всегда найдутся люди, которых эти (надеюсь, преходящие) трудности не пугают; для них и данный пост - здесь мы сфокусируемся на более фундаментальной проблеме: адекватного планирования поездки, в частности, выбора маршрута. Всеобщая доступность навигаторов и онлайн-инструментов из категории route planners создаёт вредную иллюзию лёгкости решения данной задачи, которая часто развеивается в реальной жизни в виде потерянных времени, денег и нервов в ходе драгоценного отпуска.

Раньше в преддверии путешествия люди запасались подробными картами и атласами автодорог и старались отложить в голове хотя бы общую схему. Теперь же всецело доверяемся "умным" девайсам. На конкретных примерах, попытаюсь доказать, как это опрометчиво. Навигаторы даже не буду упоминать - каждый их владелец может поделиться забавными рассказами о том, как "повернул направо, повинуясь женскому голосу из коробочки". Лучше покритикуем работу популярных онлайн-планнеров.

Итак, окно в Европу (за исключением Скандинавии и Прибалтики) для россиян сузилось до четырёх узких бойниц на белорусско-польской границе, в лице международных погранпереходов (МАПП) Брузги, Берестовица, Варшавский Мост и Домачево. А знает ли о них всемогущий Гугл? Вообще, гуглокарты - ещё один безобразный продукт от Корпорации Зла. Его создатели пренебрегли всеми принципами картографической науки: карты плохо читаемы, генерализация неадекватна, главное неотличимо от второстепенного, иерархия объектов (в т.ч. дорожной сети) отсутствует. Может, оно хотя бы путь прокладывать умеет? Помнится, всего пару лет назад Гугл все маршруты из России в Европу проводил исключительно через Брест. Теперь он с переходом границы справляется лучше, но впал в другую крайность.

Для наглядности, доведём ситуацию до абсурда, задав поездку из белорусского города Лида до польского Ольштына. И вот что выдал хвалёный гигант интернета:

Рис. 1. Типичный казус онлайн-планировщиков автомобильных маршрутов.

Epic fail by Google

Нам предлагается перейти границу через закрытый 20 лет назад пункт “Софиево - Липщаны”. Я считаю, что после такого конфуза, каждый уважающий себя штурман должен прекратить сотрудничество с google maps в связи с утратой доверия. Однако, проверим, как справляются с данным квестом коммерческие конкуренты Гугла: theaa.com, Bing, TomTom, ViaMichelin, и нокиевский here.com. Скажем прямо: плохо справляются. Первый повторил ошибку Гугла, последний не знал такого города Лида, а остальные имели смутное представление о дорожной сети стран СНГ и только по этой причине не ошиблись. Единственный, кто смог учесть нюансы пересечения границ - это Яндекс.Карты, но их я рекомендовать воздержусь: продукт явно недоработан (не позволяет вводить промежуточные пункты, не выдаёт альтернативных путей, плохо детализует этапы и т.д.), да и картографическая основа безобразна.

Вот такая ерунда, малята: хреновые в интернетах инструменты. Проводя аналогию, будете ли вы держать в своём наборе молоток с разболтанной головкой? Результат немного предсказуем: рано или поздно, отобьёте себе пальцы.

Неужели это провал, подумал Штирлиц, но догадался сменить платформу. Есть же превосходный опенсорсный проект - ОСМ (OpenStreetMap.org), а на его основе надстроены различные (платные и бесплатные) поисковые движки. Первым же кликом, гугление по сабжу выдало желанный результат: сайт http://openrouteservice.org/?lang=en прокладывает маршруты лучше всех. Имеется даже интерфейс на русском языке и очень интересная и полезная фишка Avoid Areas: можно очертить территорию, которую лучше объехать, - большие агломерации, зоны боевых действий, враждебные государства (в рамках нашего теста, я отправил туда всю Украину), и движок исключит её из рассмотрения. С нашим тестом новый сервис справился на отлично, не только прочертив путь через действующий переход Брузги, но и найдя недавно построенную кольцевую дорогу вокруг Гродно.

Именно этим движком - OpenRouteService - мы и будем пользоваться в дальнейших изысканиях (внимание: это не панацея, а лишь один из инструментов, не лишённый своих недостатков). Давайте потренируемся и проложим виртуальный маршрут из Дефолт-сити до, скажем, Черногорского курорта Будва.

Прежде всего, следует разбить путешествие на этапы. Не стоит переоценивать свои силы: если в машине один водитель, он не может без риска и вреда для здоровья рулить более 10 часов. Это значит, что дневной путь не должен превышать 800 км при езде по магистралям и 400 км - по обычным дорогам. При таком режиме, первая ночёвка неминуемо окажется в Белоруссии, чего в принципе следовало бы избегать: гостиниц мало, они неоправданно дорогие, поужинать - проблема. Однако, деваться некуда: бронировать мотель на польской стороне рискованно из-за непредсказуемого времени задержки при переходе границы. Кстати, избави вас бог попасть на МАПП с обеда пятницы по утро субботы, поскольку в это время тысячи белорусов едут за покупками в Польшу, и вы гарантированно простоите в очереди много часов. Таким образом, оптимальнее всего будет выехать из Москвы после обеда (не в четверг!), заночевать в Смоленской области, наутро проехать Белоруссию без остановки за 7-8 часов, перейти границу и завершить этап уже в Польше.

В отличие от Гугла и иже с ним, умный движок даже не пытался захватить часть Украины по пути Москва - Будва без уточнений. (А я бы позлорадствовал над теми, кто поверя Гуглу или Яндексу, поехал бы тестировать перегон Ковель-Львов). Польшу же предлагается пересечь по кратчайшему пути: по сельским дорогам, от Домачево до выхода на Кошице. Из богатого личного опыта, определим этот вариант как на любителя: в Польше и Словакии, вам придётся попадать на плохие участки дорог, продираться сквозь бесконечную череду городков и сёл, ехать в рваном ритме из-за чересполосицы ограничений скорости, порой долго тащиться за тракторами и прочими тихоходами. За утомительный день вы преодолеете максимум 400 км со средней скоростью 51 км/ч и дальше середины Словакии не продвинетесь. Более того, в Венгрии вам придётся покупать виньетку, чтобы компенсировать отставание от графика ездой по магистралям. Данный маршрут показан на карте слева (назовём его маршрут А).

Рис. 2. Оптимальный способ транзита через Польшу на личном автомобиле
а) по пути в Румынию и Болгарию; б) по пути в остальные страны Южной Европы.

Польша: транзитный маршрут в Румынию и Болгарию Польша: транзитный маршрут в Южную Европу

Вообще, транзит Польши - сродни искусству. Настоящее мастерство приходит только со временем, и никакой электронный помощник его не заменит. На эту богатую тему лучше поговорить отдельно, а для начинающих могу дать два совета: 1) обязательно обзаведитесь бумажной картой автодорог Польши; и 2) старайтесь как можно быстрее достичь магистралей, по возможности объезжая крупные города. Реализация второго принципа в нашем тестовом случае приводит к варианту, показанному на карте справа (маршрут Б): добираемся до ближайшей к восточной границе автотрассы Варшава - Катовице и мчимся по ней на юг. Важный нюанс состоит в том, чтобы въехать на магистраль не в районе Варшавы (убьёте часа два на пересечение столичной агломерации), а южнее - в окрестностях города Томашув-Мазовецкий. Видите, насколько кардинально отличаются маршруты, проложенные автоматически (пусть и лучшим инструментом) и человеком на основе практики и опыта?

Маршрут Б являтся оптимальным не только для Черногорского направления, но и для всех остальных стран южнее Чехии и Словакии (за исключением разве что Румынии и Болгарии - для этих направлений альтернативы маршруту А, к сожалению, не находится). Проследовав по маршруту Б до Катовиц, для дальнейшего движения в Будву вам предстоит выбрать между более длинным и дорогим (зато быстрым и ненапряжным) путём по магистралям через Остраву и далее по Чехии - Австрии - Хорватии, и более коротким и дешёвым - через Тыхы-Цешин и далее по Чехии - Словакии - Венгрии - Сербии. Транзит Венгрии и Сербии - это две отдельные сложные темы (к которым я, возможно, ещё вернусь), но там можно упростить задачу выездом на платные автодороги, идущие почти что от самой границы.

Что же касается Польши, то неправильно рассматривать эту страну только как неизбежное транзитное зло: в Польше есть немало интересных городов и мест, 1-2 из которых стоит включить в маршрут. А дальше - как в шахматах: число вариантов проезда возрастает в геометрической прогрессии, и заранее их описать невозможно. Действуйте методом итерации, разбивая длинный маршрут на этапы, прорабатывая каждый этап по отдельности, уточняя возможность ночлега в избранных пунктах, оставляя время на отдых и экскурсии, и т.д. В итоге, до момента старта у вас будет составлен подробный и оптимальный план поездки, который в значительной мере избавит ваш отпуск от лишней суеты. А один из годных инструментов для этого я вам сегодня и предложил :)

  • 1

решаем проблему онлайн-штурмана

User durasik referenced to your post from решаем проблему онлайн-штурмана saying: [...] Оригинал взят у в решаем проблему онлайн-штурмана [...]

Спасибо за материал.
Тоже задавался вопросом планирования маршрутов, но меня заботили не столько скорость и пересечение границ, сколько отмечание важных точек (особенно на случай, когда приезжаешь под вечер в запланированный кемпинг, а его нету - нужно иметь распечатку альтернатив). Даже программулину свою написал, http://habrahabr.ru/post/214743/. Она основана на google maps. По ней меня нашел один товарищ, который занимается разработкой одного из бесплатных планировщиков, graphhopper.com, и ему я тоже навернул простенький фронтэнд, https://github.com/Kasheftin/graphhopper-frontend. Можете проверить, возможно graphhopper прокладывает маршруты лучше. Хотя там другая фишка - можно поднять расчет у себя на сервере и планировать с любыми условиями - на любой базе с любыми ограничениями.
Но я вообще карты люблю смотреть, и когда много смотришь, то уже по сетке дорог понятно, каких мест лучше избегать. Так что мне гугл незаменимый помощник в прокладке маршрута. Проехать десятое дело, а вот где остановиться, что посмотреть - фотки на карте, кемпинги, ссылки на сайты, poi. Думаю, что у гугла база объектов наиболее полная.

Спасибо, очень интересно! Обязательно посмотрю, я до графхоппера буквально одну ссылку не дошёл, когда искал материалы. А насчёт ПОИ - гугл точно впереди планеты всей по кафе-ресторанам, но остальное (гостиницы, церкви, музеи етс.) имхо лучше у ОСМа.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account