Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
монастырь в Арденице
velo1
novotor
Албанской православной церкви принадлежит, по моим подсчётам, семь монастырей. Однако, за 20 прошедших после восстановления церкви лет, развития монашеской жизни пока не наблюдается: из этих семи, только Арденицкий монастырь является действующим, да и то в нём служит один-единственный монах - о.Иммануил.

Монастырь Рождества пресвятой богородицы в Арденице (Manastiri Lindja e Shën Mërisë) был основан ещё византийцами в 1282 году, в честь побед императора Михаила VIII Палеолога над западными интервентами во главе с Карлом Анжуйским, королём Сицилии и Неаполя. В частности, разгром войск латинян, осаждавших Берат в 1280-81, надолго обезопасил Византию с западного направления (к сожалению, только западного и только сухопутного).

С тех пор, Арденицкий монастырь играл заметную роль в Албанской истории и культуре. Так, в 1451 году, Скандербег выбрал его местом проведения собственной свадьбы с Андроникой (Доникой), девицей из местного рода Арианити. В период османского ига, монастырь не просто продолжал функционировать, но и успешно развивался: была открыта семинария, собрана большая библиотека. В 1744 году, заново перестроили главную церковь, стены которой художники из Корчи братья Зографи расписали фресками, мастера из Воскопои соорудили полихромный иконостас, иконописец К.Шпатараку изготовил десятки икон.

Всё это (кроме сгоревшей в 1932-м библиотеки) в целости и сохранности дошло до наших дней. Здесь надо отдать должное бывшему архиепископу АПЦ Ирениусу Бануши, доживавшему свои дни в монастыре в конце 60-х: мудрый иерарх буквально спас его от разрушения в период запрета религий, вовремя подав петицию о включении Арденицы в перечень исторического наследия. В дальнейшем, комплекс худо-бедно поддерживался министерством культуры, а по окончании эпохи социализма, в 1992-96 году, вся территория монастыря была возвращена церкви.

Арденица: вид сверху

Удивительно, но при таком богатом наследии, чудной атмосфере и отличной транспортной доступности, Арденица мало известна широкой публике: на русском языке, материалы представлены только турфирмами (даже вики-страничка отсутствует), а в сети нет ни единого отчёта. Похоже, посещаемость монастырю обеспечивают только вездесущие китайско-корейские туристы. В солнечный день 6 мая, мы решили этот пробел восполнить, просто сели в машину и поехали. Путь от Дурреса занимает чуть больше часа, и на 90% - по автостраде:

Арденица: транспортная доступность

Да и без машины туда добраться элементарно: автобусом до Люшни или Фьера, оттуда маршруткой до посёлка Колонья (Kolonjë), дальше 2 км пешком или на такси. Можно ещё проще: доехать по магистрали на любом автобусе (на Влёру, Саранду и т.п.) до развилки на Колонью, а там словить попутку. Диспозиция шоссе, посёлка и монастыря (магистральная трасса проходит ещё правее):

монастырь Арденица на подробной карте

Как видно из этой картосхемы, монастырский комплекс расположен на холмистой гряде посреди долины Мюзече (Myzeqe), и уже по пути к нему, набрав всего лишь сотню метров высоты, можно полюбоваться красивыми видами. Не зря здесь на каждом холме дома отдыха, ресторанчики, и даже имеется средних размеров отель. Внизу же каждый клочок земли распахан:

Колонья, вид сверху

Это вид на Колонью и дорогу, по которой мы приехали. А на горизонте встаёт громада горы Томорри со снежной шапкой:

долина Мюзече

Две минуты, и мы уже у стен монастыря. Заранее запаситесь мелочью: парковка формально бесплатна, но как не подать двум юродивым, для которых ваши сто лек станут единственным дневным доходом. Не пугайтесь, что ворота заперты - надо просто как следует постучать:

Арденица: вход в монастырь

Монастырь окружён мощной, практически крепостной стеной - недаром его альтернативно называют "крепостью Мюзече". Увы - кто и когда соорудил эту стену, мне пока выснить не удалось. У стены замечаем три могилы, почему-то декорированные кактусами:

Арденица: могилы у восточной стены

Гостей встречает помощник по хозяйству. Судя по стоящему у входа мопеду, он живёт не в монастыре, а приезжает сюда на работу:

Арденица: входной портал

Даём мужику 200 лек за негласное разрешение фотографировать. Английским он не владеет, поэтому на рассказы не рассчитываем, а смотрим всё сами. Восточная стена монастыря с надвратной галереей и какими-то помещениями:

Арденица: восточная стена изнутри

Центральное положение в комплексе занимает главная церковь, но мы начинаем осмотр не с неё, а со стоящей справа от входа часовни:

Арденица: часовня св.Троицы

Часовня св.Троицы (kapela e Shën Triadhës) - историческое ядро монастыря, его древнейшее сооружение. Собственно говоря, монастырь и был основан вокруг часовни, стоящей на этом месте, по крайней мере, столетие. Её точный возраст никто не знает, но датируют 12-м веком.

Северная стена часовни вплотную примыкает к монастырской, зато на южной можно рассмотреть несколько барельефов и каменную надпись (inscription; watermark) возле левого окошка. Текст, к сожалению, на греческом языке, который для меня и моих читателей - китайская грамота, поэтому и крупный план показывать нет смысла. В эпиграфике я также не силён, поэтому барельефы опишу своими словами :) Вот батальная сцена, где всадник топчет пехотинца:

Арденица: часовня св.Троицы (детали)

Ещё два барельефа, но совершенно неразборчивых, обнаруживаются в правой части стены, под навесом:

Арденица: часовня св.Троицы (детали)

Этим навесом, как оказалось, оборудован вход в какое-то подземелье. Под пристальным взглядом охранника, ни спуститься вниз, ни пройти к восточному торцу часовни я не решился - он и так пропустил меня в зону, закрытую для туристов. Зато удалось на минутку забежать к фасаду. С той стороны глухой закуток, откуда не хватает места взять в кадр фасад целиком, поэтому жертвуем новодельной надвратной аркой:

Арденица: часовня св.Троицы (фасад)

Справа от портала виднеется ещё один барельеф, изображающий фрагменты завёрнутых в тунику то ли женских, то ли мужских фигур. Слева - табличка с благодарностью местному меценату "Капитану" Лазарю Бозо за то, что фундировал капитальный ремонт этой часовни и других помещений в 1922 году.

Возвращаемся в монастырский двор. По левую руку от входа - небольшой розарий и лимонный сад:

Арденица: монастырский двор

Под деревом уютно устроились симпатичные монастырские питомцы:



Двор разделён на две части - открытую и закрытую для посетителей. В закрытой части, конечно, самое интересное: кельи, хозпостройки, печь и даже маслобойная установка. В качестве рабочей гипотезы, предположим, что последняя находится вот в этой гранёной беседке в дальнем правом углу двора:

Арденица: монастырский двор

Весь периметр занимает обширная крытая галерея с подклетом:

Арденица: жилая галерея

Судя по дистанции между дверьми, кельи весьма просторны - монахов-новобранцев, буде таковые появятся, ждут вполне комфортные условия:

Арденица: монастырский двор

А пока что это вотчина одного монаха - отца Иммануила. Говорят, священник нелюдим, и к гостям, как правило, не выходит, даже если эти гости - единственные за день. Так, пройдя по двору, он к нам даже не повернул головы. Помощник, похоже, тоже не частый гость на хозяйской половине.

Теперь можно приступить к осмотру главного - церкви св.Марии (Kisha e Shën Mërisë). Всё, что к ней относится - это 1744 год, когда по инициативе и под руководством бератского архиепископа Мефодия была проведена масштабная реконструкция. Базилика при этом сохранила свой византийский стиль. Трёхнефная, бескупольная, с каменной галереей вдоль боковой стороны - архитектурно она напоминает недавно виденную нами церковь (тоже в честь св.Марии) в Эльбасане. Общий вид:

Арденица: церковь св.Марии

Выдающаяся беседка на переднем плане содержит источник воды, механизм подачи которой скрыт от любопытного взора (возможно, где-то под землёй спрятана цистерна).

В алтарной части, видим характерную для византийских церквей апсиду, выделяющуюся на фоне плоской стены. Здесь она шестигранная, хотя визуально кажется полукруглой. А вот наличие окна-бойницы прямо в апсиде кажется исключением из правил:

Арденица: церковь св.Марии (алтарная часть)

Высокая (24 м) четырёхъярусная колокольня сильно контрастирует по стилю и материалу с базиликой:

Арденица: церковь св.Марии (колокольня)

Даже без подсказки ясно, что она сооружена значительно позднее. Получив подсказку, уточняем: в 1925 году, тот же самый меценат Л.Бозо профинансировал ещё и перестройку колокольни. Как выглядела оригинальная колокольня 18 века - теперь не узнать, но от неё остался прикольный барельефчик на нижнем ярусе. Опять по-гречески, поэтому сказать нечего:

Арденица: церковь св.Марии (детали)

Фасадная часть базилики обращена в сторону частного двора, поэтому доступна для съёмки только с очень острого угла. Видно только, что портал скрыт за каменной колонадой:

Арденица: церковь св.Марии (фасад)

Впрочем, для посетитей имеется ещё один вход с боковой стороны. Наш гид открывает дверь ключом, а затем милостиво разрешает фотографировать даже со вспышкой. Внутри сразу чувствуется удивительная атмосфера аутентичной старины, где всего в меру - торжественности, умиротворения, достоинства. Стены, словно одна большая панорамная картина, расписаны фресками от пола до потолка, и они прекрасно сохранились - с ходу не вспомню, где ещё можно увидеть сразу столько фресок 18 века в одном месте.

Я настолько не разбираюсь в библейской мифологии, что вряд ли отличу сцены Судного дня от, скажем, жития святых, поэтому глубоких пояснений к дальнейшим фотографиям дать не смогу. Вот западная стена (за ней - притвор, где можно поставить свечку):

Арденица: церковь св.Марии (фрески)

Напротив - впечатляющий резной иконостас с позолотой и цветными полихромными иконами:

Арденица: церковь св.Марии (иконостас)

Иконы расположены в три ряда, с пропорциональным уменьшением в размерах. Иконы верхнего ряда можно смело назвать портретными миниатюрами:

Арденица: церковь св.Марии (иконостас)

Каждый элемент утвари - тоже отдельное произведение искусства. Кафедра под стать иконостасу; судя по резьбе, иконам и миниатюрам, они изготовлены как единый комплект:

Арденица: церковь св.Марии (кафедра)

За кафедрой виднеется единственный участок стены, где фресок не сохранилось. Напротив кафедры, по правую руку, стоят очередные шедевры - игуменский трон и аналой в форме шестигранного цилиндра:

Арденица: церковь св.Марии (интерьер)

Единственный недостаток, что современная хрустальная люстра в такой интерьер, конечно же, не вписывается. Зато вполне уместны простые, без изысков, деревянные стасидии. Впрочем, сановным гостям положены более престижные стулья стасидии, с арочным верхом и сенью:

Арденица: церковь св.Марии (интерьер)

Пора и честь знать. Всего 45 минут, а сколько впечатлений! Вывод однозначен: Арденица - одна из жемчужин албанской культуры, без посещения которой ваше знание о стране останется неполным. Обязательно включайте этот монастырь в свой маршрут, наряду с Бератом, Круей и Гирокастрой.

  • 1
Отличная заметка! Обязательно утащу к себе. Мы там были один раз, но нам не так повезло со "смотрителем". ))) Фотографировать нам не разрешили. Так что можете гордиться собой!

Насчет монастырей: по крайней мере действующим является еще монастырь Святого Власия неподалеку от Дурреса. Вы там бывали? Это еще ближе от Вас.

И еще хотела спросить: Вы в Гирокастру на фестиваль ArgjiroFest_ON 2015 планируете ехать? 16 мая уже последний день. Это просто событие века! В последний раз он проводился в 2009 году. Я не уверена, получится ли у меня в субботу съездить, была бы у меня возможность, обязательно бы махнула. Только с гостиницами, говорят, сейчас проблемы. Слишком много желающих. Вот ссылка на фестиваль: http://argjirofest.info/

А я-то думал, где же пост от Веры про Арденицу, не могла же она пропустить такое чудо :)
Пишут, что св.Власий как бы ещё не в полную силу действует (постоянно живущих монахов пока нет), но открылась семинария и другие службы. Надо, конечно, съездить и проверить.
Насчёт фестиваля не знал, спасибо за ссылку. Хотелось бы, конечно, с ночёвкой.

Пока что всё складывается, чтобы мы поехали на фестиваль в субботу!!! Там на сайте, кстати, можно прямую трансляцию прямо из дома смотреть, но это совсем не то конечно.

А еще мы поедем 22 мая в Вальбону!!! Туда запустили паром, который в том числе перевозит машины, из Комана в Фиерзу. Вы знали об этом? Мы этого события ждали несколько лет!!! Вот ссылка на их сайт, вдруг пригодится: http://www.alpin.al/ Столько всегооооо!

Молодцы! А ночёвку нашли? А то там гала-концерт довольно поздно.
В Вальбону пока не планировал :)

Если уж совсем ничего не найдем, поспим в машине. ))))

Здравствуйте!

Большое спасибо за заметку О Вашем посещении Арденицы. Я очень люблю это место в Албании и часто там бываю.

"Прикольные барельефчики" о которых Вы пишете, это камни и плиты, привезенные из Аполлонии для строительства монастыря. Античная Аполлония к тому времени уже была заброшена и многие монастыри и светские постройки в Средние века в Албании возводили, используя камни из развалин древнего города и плиты из эллинского и римского некрополей Аполлонии. Так, например, барельеф, который Вы видели в колокольне, был когда-то надгробной плитой на могиле супругов. Так что эти "прикольные барельефчики" будут постарше монастыря и намного.

Вообще, точно неизвестно время первой церковной постройки на этом месте. Андроник II Палеолог приказал построить монастырь на месте, которое уже до этого было паломническим. Предполагают, что церковь св. Троицы построена на фундаменте более древней церкви IX века. Кстати, в фундаменте нашли верстовые камни от Via Egnatia (Игнатиева дорога), которая аккурат проходила по тем местам.
И между прочим, там уже целых 3 монаха ( во всяком случае, в октябре столько было).
Служба там бывает по воскресеньям (но не каждое). Приезжает батюшка из Берата. Он же проводит по воскресеньям службу в церкви Девы Марии в Аполлонии.

Извините, за долгий комментарий.Словом, много там еще интересного в этом монастыре.Сейчас как-раз занимаюсь историей христианства в Албании и столько всего нарыла.



  • 1
?

Log in

No account? Create an account