Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
мегапутешествие-2010: итоги
velo1
novotor
Вернулся, подвожу итоги. Все поставленные цели достигнуты, план поездки выполнен на 95%. Можно сказать, что путешествие удалось: остался жив, здоров, с целой и исправной машиной, уложился в бюджет, загорел, купался, вкусно питался и дегустировал пиво, вино и кофе; посмотрел 8 стран (пусть поверхностно, но зато своими глазами), 41 город (исходя из критерия "по крайней мере час пешего осмотра и не менее 5 фоток"), 3 национальных парка и 1 остров.

Сделал 1026 фотографий. Рассортировав их по темам и регионам, обнаружил, что их хватит аж на 59 постов. Не уверен, что осилю все, но постараюсь самое интересное доложить.

За 30 дней преодолел 8649 км на машине (за счёт местных разъедов вышло на 1000 км больше, чем по плану); кроме того, ещё 135 на пароходиках и 50 на поездах. Средний расход бензина составил 6.8 л. Интересно, но вопреки всем пертурбациям с ценой на нефть в последнее время, цена на бензин как была в среднем 1.20 евро за литр шесть лет назад, так и осталась (почему-то дороже всего бензин был в Словакии - 1.27). Качество дорог далеко не везде было на высоте (приходилось ездить и вовсе по бездорожью), но Шкода с честью прошла все испытания. Навигатор работал качественно, помог сэкономить кучу времени на проезд сквозь незнакомые города. В отдельных местах, правда, часто перегружался, если заложенные карты вдруг не соответствовали действительности.

С жильём и с едой нигде ни малейших проблем не имел - везде было дёшево, качественно, вкусно. Конечно, в мае-начале июня ещё не сезон, но всё равно приятно: приезжаешь в незнакомое место, осматриваешься выбирая особнячок для ночлега, а потом просто туда идёшь, и готов тебе и стол, и дом. Единственный прокол случился в пивоваренной столице Чехии - Ческе Будеёвице, где я умудрился вовсе не найти ночлега (по непонятной для меня причине, там везде было либо занято, либо дорого. Вероятно, город идёт вслед за своим пивом Будвайзер, которое дороже остальных на 40%, но нисколько не вкуснее).

С языком в славянских странах барьера обычно не возникает. Словаков я понимал полностью, югославов и поляков - процентов на 70, а вот с чехами порой почему-то приходилось объясняться по-английски (хотя чешский от словацкого не очень далёк). Хуже было с венграми: по-местному я не знаю ни слова, а второй язык у них немецкий (который мне ну никак не даётся), так что часто приходилось прибегать к языку жестов. Вообще весь регион по историческим и экономическим причинам находится под сильнейшим влиянием Германии, и стало быть, немецкий язык здесь явно главнее английского. Хотя большинство населения (в отличие, скажем, от Италии или Испании) худо-бедно английским владеет. Особенно радуют хорваты: в связи с обилием туристов, каждый работник сферы обслуживания неплохо говорит на четырёх языках (родном, немецком, англ. и итальянским).

Погода весь месяц не баловала. Первую неделю было холодно (+7+12) и дождливо, на побережье из 9 купабельных дней только 1 выдался полностью солнечным, а в последнюю неделю совсем некстати наступила жара +34, когда купаться уже было негде, а надо было гулять по раскалённым улицам каменных городов. Европейское наводнение меня тоже задело на Дунае, и заставило даже изменить маршрут, т.к. множество мостов и дорог было закрыто.

Просчёты в подготовке тоже имели место. Например выяснилось, что очень помог бы диктофон. Записывать впечатления на бумаге лень и долго, айподов у меня не водится, а свойства человеческой памяти таковы, что даже яркие события через неделю уже сильно теряют в деталях. UPD: диктофон нашёлся в моём мобильнике, но я об этом не знал :) Также необходим электрический чайник - в отелях и частных домах его предоставляют крайне редко. На границе выяснилось, что никаких таможенных деклараций на автомобиль заполнять не надо - достаточно предъявить техпаспорт и зелёную карту страховки. А вот международными правами надо было обзавестись обязательно, ибо без оных любая сволочь в мундире может при желании сильно испортить вам жизнь.

Совершенно неожиданно возникла проблема с деньгами. Не с их количеством, правда, а с разнообразием. Если Австрия, Словения и Словакия перешли на евро, то остальные страны всё ещё используют национальную валюту. Чтобы уместить разные купюры и монеты, не хватило двух кошельков с множеством отделений, а польские злотые вообще пришлось положить в целлофановый пакетик :) Про белорусские деньги я лучше вообще промолчу - для них нужен целый мешок. Ну и в последний день в каждой стране необходимо было точно рассчитать, как потратить с пользой и без остатка ненужную больше (и плохо конвертируемую) валюту. Конечно, можно тупо заехать на приграничную бензоколонку, но это не интересно.

Маршрут был составлен в целом правильно, и три недели из четырёх выполнялся без особого напряга (последняя неделя на обратном пути по Словакии, Польше и Белоруссии вышла экспромтом и по обстоятельствам, но каких-то затруднений это не принесло). В каждой стране по пути нашёлся город-открытие: удобный для туристов, интересный, уютный и вместе с тем динамичный, где хотелось остаться подольше и не выпускать из рук фотоаппарат. Перечислю их поимённо (и обязательно напишу про каждый отчёт): в Польше это Торунь, в Чехии - Градец Кралове, в Австрии - Грац, в Словении - Пиран, в Хорватии - Сплит, в Словакии - Трнава. В Венгрии таких городов не нашлось, а в Белоруссии город Поставы хоть и очень хорош, но слишком мал.

Если ранжировать страны по интегральному впечатлению, то порядок выйдет такой: 1) Чехия, 2) Хорватия, 3) Австрия, 4) Словакия, 5) Белоруссия, 6) Польша, 7) Словения, 8) Венгрия. Первые шесть весьма рекомендую для посещения (а Польша, вопреки общему мнению о ней в России, так вообще приятно удивила - оказалось симпатичной страной с дружелюбным населением). Венгрия разочаровала, показалось пустой и неинтересной. А вот Словению я рекомендую и вовсе объезжать, даже не пересекая транзитом - там вам обязательно напакостят. Хотя сама страна довольно красивая и недорогая.

Случались и отдельные неприятности. Так, например, дважды поцарапал задний бампер при манёврах. Ну что поделать: Шкода машина крупная, а места для парковок в холмистых и тесных старых центрах мало. Да ещё каменные столбики ставят там, где не надо :) В Хорватии сразу же сжёг себе солнцем левую руку - обмотать чем-нибудь или помазать заранее кремом не догадался, а руку с руля убрать некуда, когда обжигающее солнце (а оно там всегда такое, даже если температура воздуха всего +20) светит в окно. В той же Хорватии остался на 4 дня без завтрака и холодильника одновременно (то есть, по утрам голодал) - неудачно заказал хату по интернету. Лучше бы на месте искал, чесслово. В Словении оштрафовали на 125 евро - там повсеместно в кустах засады, а дорожные знаки невнятные. Я не уверен, был ли там знак "50" вообще, и правда ли я ехал 73, но как поспоришь? Пикантно, что гаишник устроился прямо под плакатом "Добро пожаловать в Словению" на австрийской границе. А самый яркий инцидент произошёл на хорватско-словенской границе, где я был объявлен врагом словенского народа (дословно: considered to be a threat to public policy and internal security, о чём гласит выданный мне документ об отказе во въезде) и повёрнут обратно в гостеприимную Хорватию. Стало быть, в Словению меня больше не пустят, гы-гы.

Теперь наш традиционный конкурс "Ебеня года". В этот раз с большим отрывом победил венгерский город Будапешт. Более унылого, пыльного, грязного и неуютного места я не видел нигде! В самом центре города располагаются мрачные и обшарпанные хрущобы вперемешку с развалюхами промзонами, наглухо закрывающими выход к Дунаю. На улицах разбитый асфальт и тротуары, горы мусора и строительного щебня; все здания тёмные и в плачевном состоянии, дышать нечем от смога и пыли, нигде нет ни одной кафешки с верандой. И круглосуточные пробки, как в Москве. Всё это сильно напомнило Шоссе Энтузиастов в районе Авиамоторной, только ещё хуже.

Ну и напоследок о финансовой стороне. Притом, что я себе ни в чём не отказывал, месяц отдыха в отличных условиях обошёлся в рекордно низкую сумму. Полные затраты составили 3047 долларов, или $103.7 в день. Самой крупной статьёй стали, естественно, расходы на машину и навигацию (включая страховку, сам навигатор и путеводители, купленные до поездки) - $1238, из них на бензин $809. На втором месте "еда и всё остальное" - $996 ($34 в день), и на последнем жильё - $813 ($28 в день). По отдельным странам это выглядело так (долларов в день без учёта расходов на автомобиль):
Словения 121,
Хорватия 64,
Венгрия 58,
Словакия 57,
Австрия 57,
Польша 48,
Чехия 44,
Белоруссия 33.

Словения на первом месте не потому, что это супердорогая страна (в целом она дешевле Хорватии и Австрии), а потому что вас там непременно оштрафуют :) Тамошние власти иностранцев люто ненавидят и изыскивают любую возможность развести их на деньги или просто навредить. Засады на дорогах организованы повсеместно, особенно в пограничных районах.

Надо отметить, что данная ранжировка отражает не уровень цен, а скорее желание туриста тратить деньги в данной стране. Так, в Чехии и Словакии вам захочется закупиться пивом, в Венгрии - дешёвыми шмотками, а в Хорватии - покататься на паромах и поужинать с видом на красивый закат в дорогой конобе. По уровню цен страны располагаются так: Австрия, Хорватия, Словения, Венгрия, Словакия, Чехия, Польша, Белоруссия. Впрочем, везде дешевле, чем в России, но это совсем другая история.

  • 1
с возвращением!

Спасибо, я жывучим оказался :)

Да, и ни одна скотина ксеноновыми фарами не слепила - похоже, в Европе они просто запрещены.

с удачной поездкой!

Спасибо! Я сам остался доволен, что редко бывает :) Читайте дальше!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account