Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
берег Ядрана
velo1
novotor
Хорватам бог дал изрядный кусок адриатического побережья с тёплым лазурного цвета морем, гористо-холмистым рельефом и множеством больших и малых островов, на которые открывается живописная панорама с побережья материка. Благодаря такому щедрому подарку природы и собственному трудолюбию, хорваты превратили эту часть страны (мало полезную для традиционной экономики) в туристический рай. Организация и обслуживание туристов здесь отлажена до мелочей и работает без сбоев. Единственным недостатком хорватского побережья является отсутствие удобных пляжей: берег настолько каменист, что даже войти в воду не всегда удаётся на ногах, а чтобы позагорать, надо сперва научиться лежать на камнях.

Я проехал, наверное, больше половины всей длины побережья, от мыса Машняк в восточной Истрии до далматинского города Сплит, и предлагаю вашему вниманию подборку фотографий и комментариев, связанных с морем и берегом.



В транспортном отношении, территория весьма развита, несмотря на труднодоступность. Вдоль всей береговой линии идёт Магистрала - шоссе №1, несколько поодаль - автобан Загреб-Сплит, на островах - отличного качества местные дороги. Есть аэропорты и железные дороги, но главной отличительной особенностью этого региона является развитое паромное сообщение, без которого на острова вообще не попасть. Паромным сообщением управляет монополист - госкомпания Ядролиния ("Ядран" по-хорватски - Адриатическое море). Чем дальше расстояние, тем более крупные суда используются. Самые большие - паромы, идущие на противоположное, итальянское побережье. Такие курсируют из всех приморских центров Хорватии: Риеки, Задара, Шибеника, Сплита, Дубровника. Вот паром, увиденный в Задаре - он не уступает по размерам океанским лайнерам:

Задар: паром Ядролинии

Пришлось даже снимать его корму отдельно, т.к. в один кадр всё судно не помещается. На корме оборудована погрузочная часть:

Задар: паром Ядролинии

На дальние острова ходят корабли поменьше. Не все перевозят автомобили; есть и чисто пассажирские паромы, особенно на те острова и их части, где автомобильное движение запрещено по экологическим соображениям. Вот куда-то спешит паром из Задара:

Задар: паром Ядролинии

А "рабочими лошадками" служат маленькие суда, челночно (без расписания) перевозящие людей и машины с материка на ближние острова. Как правило, такой рейс занимает минут 20, не считая погрузки. В частности, два парома курсируют на остров Раб, встречаясь на полпути:

Рапский паром

Здесь почему-то лого Ядролинии отсутствует, видимо, это дочерняя компания. Обратите внимание, что прилагательное от названия острова Раб не "рабский", а "рапский" (наверно, чтобы русские не так потешались). Этим паромом мне довелось дважды воспользоваться:

Рапский паром

Даже между островами установлено сообщение, хотя на такие рейсы и спрос поменьше. Вот ждёт хоть каких-нибудь пассажиров паром между островами Раб и Крк, гостеприимно раскрыв своё чрево:

паром на остров Крк

Но хватит о паромах, пора показать видовые фотки. Кроме людей, на побережье хозяйничают чайки, которых хорваты называют поэтическим словом "галеб". Они тут жирные и наглые, людей не боятся и сильно досаждают рыбакам, не только мешая тащить улов (что понять можно), но и готовить лодки (видимо, из вредности). Не чужды этим птицам и человеческие эмоции, например, скука:



Однако, начнём наше виртуальное путешествие с севера на юг (на самом деле, мой маршрут был сложнее, но об этом потом). Полуостров Истрия объехать вдоль берега невозможно, и Магистрала начинается на его восточном краешке, с Пломинского залива и мыса Машняк. На мысу оборудована смотровая площадка с ресторанчиком (или наоборот), ибо вид с него открывается замечательный, особенно на южную сторону:

вид с мыса Машняк на Пломинский залив

Дальше к Риеке вид на залив красив, но не фотогеничен: на горизонте виден силуэт большого города, справа - остров Црес, а потом (подальше) и Крк, но всё это обычно затянуто дымкой, а в первой половине дня - ещё и против солнца. А на самом побережье вскоре начинается сильно освоенная ещё с 19 века курортно-санаторная зона Опатия, а значит тяжёлый трафик и однообразные виды: слева гора, вдоль дороги санатории, и так 100 километров. Поэтому и снимать было нечего. В Риеку заезжать смысла никакого, а объездная дорога выходит уже на другой стороне залива, откуда начинается собственно адриатическое побережье. Здесь же находится мост на Крк - единственный остров, куда можно добраться без помощи парома. Вид на мост впечатляет даже издалека:

мост на остров Крк

Это вид на север. Слева - пологий и безлесный в этой части Крк, а на дальнем плане высятся горы, окружающие Риеку. Но на месте съёмки очень даже приятный пляж, где я не преминул искупаться:



Железные буйки обрастают мидиями, которых можно есть в сыром виде не отходя (точнее, не отплывая) от кассы и экономя 10 евро на аналогичную порцию в ресторане. Правда, в Одессе они вкуснее и в среднем крупнее.

Дальше дорога идёт достаточно высоко над морем, и на протяжении добрых двухсот километров открываются великолепные виды на море и острова, сначала Крк, потом три поменьше, а затем и Раб. Сторона островов, обращённая к побережью, как правило, брутальная и голая. Особенно "отличился" в этом смысле Голи Оток:

остров Голи Оток

Раб тоже выглядит необитаемо:

остров Раб со стороны материка

Но стоит посмотреть на те же острова со стороны моря, как картина оживает - появляется настоящая субтропическая растительность с пальмами, и курортная застройка. Только Голи Оток остаётся голым со всех сторон, и во времена Тито здесь устроили не курорт, а тюрьму. А вот так выглядит Раб со стороны моря:

остров Раб со стороны моря

Обратите внимание на каменный забор, ограничивающий скот от разбредания по всему острову, а также на летящую утку: кроме чаек, здесь и другие птицы водятся.

За Рабом, шоссе немного спускается, сильно петляет, огибая заливы, и красивые виды, так сказать, переходят на само побережье:

море у острова Паг

Здесь начинается длинный, плоский и безжизненный остров Паг, тянущийся ещё на 200 км. Его ландшафт оживляют только ветряки:

остров Паг

Зато на материке начинается природный парк Велебит, с высокими горами и аридными ущельями:

природный парк Велебит

Наконец провинция Кварнер кончается, и мы въезжаем в Далмацию. Горы отступают и становятся ниже, а побережье - разнообразнее. Появляются приморские города. Вот как кончается длинный и узкий Велебитский залив, за которым Магистрала делает как бы ступень, резко сворачивая на Задар:

Велебитский залив

От Задара до Шибеника - сотня унылых километров, да и искупаться негде из-за острого щебня, зато Шибеник и его окрестности весьма живописны. Чего стоит, например, вот этот залив и мост через него перед северным въездом в город:

Шибеник: мост через реку Крка

От Шибеника (и далее везде) в бухтах появляются марины - стоянки для яхт, на полуостровах - живописнейшие городки, а купаться - только выбирай место. Даже Навик для этого не нужен, любой съезд приведёт к пляжу. Если купаться не хочется, можно всегда выпить вина в местном ресторанчике. Здесь я совместил:



Мой друг тут заранее приготовил путь домой, всего-то 14 км. Хотя заблудиться в местах, где из больших дорог - только Магистрала, в принципе невозможно. А вот другой типичный пляж (уже ближе к Трогиру). Без резиновых тапочек тут делать нечего, а загорать можно только стоя :) Кстати, морских ежей можно не бояться: вы всё равно на каменистое дно не наступите, а на редчайшем песчаном их отлично видно. Правда, однажды я чуть не укололся, когда выяснилось, что они тоже любят лакомиться мидиями. Интересно, как они их раскрывают? Мне вот приходилось с минуту долбить их об буёк или друг о друга, чтоб расколоть.

Ядран: типичный пляж

А так выглядят почти все далматинские городки издалека. Вот Рогозница (чуть к югу от Примоштена):

Рогозница

А это, должно быть, Марина под Трогиром:

Марина под Трогиром

Самый большой город Далмации, Сплит, тоже хорошо виден издалека, по крайней мере, его новая часть. Как в песне Ротару, "мой белый город, ты цветок из камня":

вид на Сплит

В сплитских пригородах даже появляется сельское хозяйство (а куда деваться - большой город надо кормить не только химией из супермаркетов):

Сплит: пригородное хозяйство

За огородами виден торговый порт Сплита, промзона и вся его северная часть (исторический центр спрятался на другой стороне мыса). Однако чуть в сторону, и вместо культур - опять сплошные колючки:

ландшафты близ Сплита

Но мы отвлеклись от побережья. Не на всех мысах построены города - есть и места с нетронутой природой, как вот это в окрестностях Примоштена:

Ядран близ Примоштена

А острова здесь значительно меньше, чем на севере, и встречаются даже необитаемые:

острова близ Примоштена

Это был вид на юг, на открытое море, прямо с улиц города Примоштен, который со всех сторон окружён водой. А вот вид на запад, вдоль побережья, почти с того же места:



Справа, в городском парке, виднеется большой дом отдыха, что в общем-то нехарактерно для здешних мест, где преобладают частные дома-пенсионы, а не крупные отели.

Вот, собственно и всё: дальше на юг к Дубровнику и к Черногории я не поехал; там, говорят, тоже интересно и живописно, но очень многие бывали. Так что буду рад, если данный пост открыл вам что-то новое и неизведанное.

?

Log in

No account? Create an account