Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Подкарпатская Русь: маленькая майская серия
velo1
novotor
В своих рассказах о путешествиях я обычно не привожу полную историческую или географическую справку о территории - Википедия у читателей всегда под рукой. Однако, отвечая на вопрос своих продвинутых коллег, куда я собрался на майские, обнаружил в их глазах полное недоумение: топонима "Ужгород" они даже не слышали; пришлось уточнять, что это "на юге, где тепло, в отличие от".

Так что отправляемся в забытое народом и властями место - Закарпатскую область Украины. Впрочем, "закарпатская" она с точки зрения её послевоенных владельцев - СССР и Украины (ибо находится за Карпатским хребтом), но добрую тысячу лет до этого, входя в качестве дальней окраины в состав венгерских государств, называлась Угорской, или Подкарпатской Русью, в честь проживавшего там славянского народа русин.

Итак, долгое время, с 11 века и по 1918 год (с перерывами на набеги врагов и турецкую экспансию) эта земля принадлежала венграм. По итогам Первой мировой, проигравшая Австро-Венгрия распалась на национальные государства. Собственно Венгрия утратила больше половины своих этнических земель, и Подкарпатье оказалось в составе новообразованной Чехословакии:

Подкарпатье в составе довоенной Чехословакии

А дальше власть менялась с калейдоскопической частотой: в 1939-44 снова в составе Венгрии, в 1944 сюда вошли советские войска, и в 1946 аннексировали в пользу УССР. С 1991 года - в составе Украины.

Подкарпатье в составе Украины

Сложная история этого вечно пограничного края определила несколько важных особенностей, которые до сих пор определяют жизнь Подкарпатья.
1. Чрезвычайно пёстрый этнический и конфессиональный состав населения. Здесь веками вместе жили русины, венгры, словаки, евреи, австрийцы, цыгане, румыны, исповедуя католицизм, протестантизм или православие, а со времён Ужгородской унии - ещё и греко-католическое униатство.
2. Как следствие, терпимость друг к другу, отсутствие трений на национальной или религиозной почве.
3. Органическая (не напускная) религиозность населения. По воскресеньям все ходят в храм и не занимаются даже домашней работой. В местном ландшафте это проявляется так: с любой точки видна хотя бы одна церковь, а чаще - сразу несколько: в любом селе имеется ровно столько церквей, сколько вероисповеданий. Обычно костёл соседствует с православной церковью (не отличимой от костёла по архитектуре), но бывают различные сочетания.
4. Экономическая отсталость, полное отсутствие промышленности (даже те заводы, что построила тут советская власть, ныне лежат в руинах). Как сейчас говорится, дотационный регион. При этом, процветающий частный сектор, основанный на интенсивном сельском хозяйстве, отхожих промыслах, приграничной "контрабанде". Население весьма трудолюбиво, но только на своём личном участке.
5. Вопиющая аполитичность и недоверие к любой власти. Украина для местных жителей "за горами" во всех смыслах, и никакого участия в жизни метрополии они принимать не хотят. Будапешт или Братислава им гораздо ближе, чем Киев. На выборах голосуют "за кого скажут".
6. Девятое мая, как и прочие государственные праздники населением не отмечаются. Не было замечено ни одного признака Дня победы: плакатов, флагов, демонстраций. Впрочем, если вдуматься, никакого резона праздновать День победы тут и нет: от фашизма пострадали только евреи, которых сейчас уже здесь нет; Венгрия, будучи союзником вермахта, войну не выиграла, а проиграла; да и никаких сражений здесь и не было: советская армия в 1944-м вошла без боя.
7. Об этом сломано немало копий, но русины и близко не украинцы. У них совершенно другой язык, психология, материальная культура и быт. Так что не путать с западенцами и галичанами по ту сторону Карпат!

Вот такая натуральная заграница, к тому же вполне доступная в транспортном и ценовом отношении. К сожалению, весенне-летние праздники сильно сужают возможности для самостоятельных путешествий, и поэтому пришлось чуть ли не впервые в жизни "сдаваться" турфирмам. Как следствие, не удалось посмотреть всё, что хотелось, а фотографировать из окна автобуса было крайне неудобно. Так что данный отчёт не претендует на полноту, но в целом поездка удалась, и материала хватит на несколько частей.

Мини-серия по Закарпатью будет состоять из семи частей: 6 по Ужгороду и 1 по Мукачево. Могло быть намного больше, ибо регион весьма интересный, но надо что-то оставить для следующих поездок, не правда ли? Вот так выглядит типичное карпатское село:



Это, правда, не в долине, а в горах, недалеко от Верецкого перевала. Купол церкви, как на 90% закарпатских церквей, покрашен в цвет "металлик", добротные дома, аккуратные огороды. Единственно, виноградников не видно - в горах всё-таки заметно прохладнее. На пути туда, утром 7 мая, на перевале мы даже застали сильный снегопад - Карпаты, хотя и невысокие, прикрывают регион от северных воздушных масс, поэтому даже климатически край обособлен от Западной Украины. В общем, съездить туда рекомендую однозначно.

?

Log in

No account? Create an account