Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Ужгород, ч.5: замок и скансен
velo1
novotor
Ядро настоящего средневекового города - это, конечно же, замок. Он должен стоять на вершине горы, доминируя над городом, обладать всеми атрибутами неприступной крепости - толстыми стенами, глубоким рвом, башнями и бойницами, с дворцом и храмом в детинце. В Ужгороде такой замок есть:

Ужгородский замок

Настоящие замки не могут быть старше 17 века: если его владельцы хотели элементарно выжить, просто обязаны были идти в ногу с прогрессом и приводить укрепления в соответствие средствам нападения. В конечном итоге, последние взяли верх, и к 19 веку все крепости потеряли своё стратегическое значение. Ужгородская - не исключение. Первые каменные укрепления возникли здесь в 13 веке, но ни от них, ни от более поздних перестроек не осталось ничего. То, что мы сейчас видим - это последний вариант (1592-1658 гг), способный ещё столетие противостоять осадам.

Замок и сам по себе музей, но на его территории и сразу за ней действуют ещё два музея: краеведческий (во дворце) и народной архитектуры и быта, иначе говоря, скансен. О них мы вкратце и расскажем.

Замок с 14 века принадлежал венгерской феодальной семье Другетов, и не менял владельцев вплоть до революции 1848 г. (о дальнейшей судьбе замка поведал ув. mikes68 в комментариях). Судя по результату (замок не был ни разу взят штурмом, только повреждался), Другеты знали толк в военном деле и знали, каких фортификаторов подряжать на строительство. Я не силён в замковой архитектуре, поэтому тему развивать не буду - план крепости и её ТТХ приводят многие источники.

Замковая гора всё-таки невысока, и до крепости можно без труда (в отличие от Кальварии) добраться по городской улице Капитульной, пройдя 500 м на восток от кафедрального собора. На панорамном снимке из-за деревьев не было видно ничего, кроме дворца, но вблизи крепостные атрибуты выглядят как надо:

Ужгород: замок Другетов (крепостная стена со рвом)

Это западная стена; обратите внимание, какой ширины тут ров. Во всех источниках пишут "сухой ров", так что наверно водой он и не заполнялся. Ещё пару шагов, и открывается вид на южную сторону, обращённую к реке:

Ужгород: замок Другетов (южная сторона)

Здесь вход в замок, по бывшему перекидному мосту. Верхние бойницы реставраторы подрихтовали кирпичами, но это нормальная практика - в других крепостях Украины и Белоруссии делают точно так же. А вот еврокрыша выглядит необычно. Кондиционер в окне не должен смущать - в крепостной стене размещается ресторан, по отзывам лучший в городе, а под мостом - его террасная часть. Над вратами - два герба, но побелка не даёт возможности их толком рассмотреть.

Входим внутрь (входной билет 15 грн). По выходным тут всегда много народу: замок конечно же включён в местный свадебный маршрут, да и экскурсантов привозят немало. Детинец выглядит как парк, а не как каменный мешок - помимо дворца, тут много места. Во дворе замка перед дворцом установлены несколько скульптур: Геракл, убивающий гидру; отдыхающий Гермес; священная птица Турул. Железные скульптуры вполне аутентичны (19 или начало 20 в.) и привезены в замок из разных мест Закарпатья. Туристы толпой фотографируются в обнимку с ними, поэтому мне не удалось дождаться момента для съёмки. Зато развалины древней замковой церкви св.Юрия (13 век) снять никто не помешал:

Ужгород: замок Другетов (руины церкви св.Юрия)

Восстанавливать её, похоже, не собираются (вряд ли сохранились какие-либо рисунки), но для специалистов и фундамента достаточно. Посетив ещё северную угловую башню, которая нависает над обрывом, можно уже войти и во дворец. Надпись над входом как бы намекает, что построен он в 1598 г., но с тех пор, конечно же, обновлялся. Реставрационные работы идут и по сей день, но евроремонта тут не делают: деревянные окна, например, просто скрепили цементом с каменной нишей. Зато наконец-то не замазали извёсткой герб:



Кто не знает, это герб Другетов "четыре дрозда". Во внутреннем дворике лениво укладывают тротуарную плитку:



Интересен деревянный балкон; хотят ли этим сказать, что у Другетов так и было? А мы входим в сам дом-дворец. Его 40 комнат занимает краеведческий музей; среди экспонатов привлекает внимание коллекция русинских костюмов (с деревянными башмаками), солидные резные комоды, музыкальные инструменты. Кому интересно, вот подробный фотоотчёт о музее, а мы ограничимся одной фотографией:

Ужгород: замок Другетов (краеведческий музей)

Пресловутые вувузелы отдыхают по сравнению с этими гуцульскими пастушьими трембитами.

Вплотную к крепости примыкает музей народной архитектуры и быта под открытым небом (вход 10 грн). Такие музеи теперь называют шведским словом скансен, по имени первого музея в Стокгольме. Ужгородский скансен занимает территорию к югу от крепости, и по размеру ей не уступает. Сюда из разных закарпатских сёл были привезены деревянные дома, строения, изделия хозяйства и быта русинских крестьян 19 века, и вся территория в 5 га была спланирована как небольшая деревня (даже огороды вспаханы). Музей открылся ещё в далёкое советское время (в 1970 году), и является одним из первых скансенов в мире.

Я очень плохо разбираюсь в крестьянском быте южных славян, и вряд ли отличу, скажем, усадьбу от корчмы, поэтому привожу фотографии почти без комментариев. Общее впечатление - русины жили бедно, во многих жилищах потолки имелись только в одной комнате - спальне. Однако, деревянная архитектура чарует своей оригинальностью и неброской красотой. Судите сами:



Гончарная печь:

Ужгородский скансен: гончарная печь

А вот какая голубятня на курьих ножках (слева - хлев):



А это двухэтажный сарайчик для сушки зерна (киш). Но фундамент основательный:

Ужгородский скансен: сарай для сушки зерна

Такие же фундаменты из валунов и у жилых домов. Срубы, очевидно, сложены без гвоздей, но выглядят крепко. Дверь не всегда ровная, главное чтобы закрывалась плотно:



Хозпостройки непонятого мне назначения:



Нехитрый крестьянский интерьер:

Ужгородский скансен: крестьянская изба

Крыши у хат высокие, крутые, для сохранения тепла плотно обложены мелкой соломой. Вход не всегда прямо на улицу, иногда вдоль стены тянется галерея:



Гончарная табуретка и навес для сушки сена:



Небольшая водяная мельница. Сруб и крыша уже другие, но и постройка не жилая, а хозяйственная:

Ужгородский скансен: водяная мельница

Телеги, бочки, сёдла. Но руками лучше не трогать!



Даже если вы не любитель подобных музеев, ради одной только деревянной карпатской церкви сюда стоит придти. Эта шатровая церквушка (Михаила Архангела из села Шелестово, 1777 г.) - одна из немногих, сохранившихся на Украине в своём первозданном облике (и в Словакии, кажется, есть ещё несколько):

Ужгородский скансен: Карпатская деревянная церковь

Слева направо: колокольня, неф, алтарь. Над последними - две многоярусные башенки с куполами, похожими на луковку, да ещё увенчанные чем-то вроде зонтиков. По всему периметру - крытая галерея. Ещё раз, но крупным планом:

Ужгородский скансен: церковь из села Шелестово

Тем, кто может читать по-украински, рекомендую самое подробное описание музея.

  • 1
Спасибо, очень симпатичные замок и музей!

Еще раз большое спасибо за интересный и лично мне особенно приятный ( ага, надеюсь когда-нибудь вновь попасть в Ужгород и вообще Закарпатье) рассказ, вот только фразу Замок с 14 века принадлежал венгерской феодальной семье Другетов, и похоже что не менял владельцев вплоть до мировой войны придется немного поправить. Дело в том, что в доступных мне источниках указывается, что после поражения восстания под руководством Ференца Ракоци Ужгородский замок был конфискован в государственную казну и использовался как военно-пограничное укрепление. После разделов Польши замок потерял свое стратегическое значение ( так как граница была передвинута далеко на восток, в Галицию) и императрица Мария-Терезия передала замок Мукачевской грекокатолической епархии, которая устроила здесь какое-то учебное заведение ( если не ошибаюсь, семинарию, руководил которой в течение довольно долгого времени как раз тот самый священник Августин Волошин). Насколько мне помнится, по крайней мере, в октябре 2009 года в краеведческом музее очень бережно сохранялся кабинет ректора (директора ?? ) этой семинарии.

Спасибо за важное уточнение! Да, в музее две комнаты посвящены семинарии, причём кабинет директора отличается аскетичностью: минимум мебели, никакой роскоши. Осталось неясным также, всё ли здание занимала семинария или только его часть.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account