Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Копенгаген, ч.1: вокзал
velo1
novotor
Несмотря на скромные размеры и расположение на островах, Дания имеет разветвлённую сеть железных дорог, общей протяжённостью 2600 км. Представлено сообщение всех типов: международное (с Германией и Швецией), местное и пригородное. Подробную статистику легко найти в Википедии, поэтому лишь отмечу интересный факт, что проливы преодолеваются не только с помощью мостов, но и паромов: даже поезда-экспрессы EuroCity и ICE в дневное время используют переправу Rødby - Puttgarden по пути между Копенгагеном и Гамбургом.

Естественно, что главным узлом этой сети является столица, а точнее, её центральная станция - Københavns Hovedbanegård. Даже для привычных к длинным словам датчан это название труднопроизносимо, и поэтому они свой вокзал называют просто "Копенгаген Х". Пусть большинство гостей сегодня прибывает в Данию воздушным путём, но расположенный в самом центре железнодорожный вокзал был и остаётся главными воротами города.

Центральная станция и здание вокзала над ней были открыты в 1911 году (30 ноября состоится столетний юбилей), но датские железные дороги ещё на 64 года старше: первая линия была открыта ещё в 1847, и современный вокзал - уже третий по счёту. Построенный архитектором Heinrich Wenck в том же "кирпичном" стиле, что и расположенная неподалёку ратуша, он дважды впоследствии подвергался реконструкции: в 1978-83 и 2004-08. В ходе первой, в числе прочего, залы ожидания были объединены в один просторный холл, а к лестницам на платформы добавлены эскалаторы и лифты. После этого было принято решение о консервации существующих архитектурных форм, и дальнейшие ремонты касались только внутреннего содержания. Таким образом, внешний вид здания остался практически неизменным со времени постройки:

Копенгаген: вокзал (фасад)

Это главный фасад, выходящий на северо-восточную сторону от путей, к парку Тиволи и улице Bernstorffsgade. А вот как он же выглядел на проекте 1905 года:

Копенгаген: проект вокзала, 1905

Издалека кажется, что колонны над входом поддерживают атланты в белых одеяниях:

Копенгаген: вокзал (портал)

но они на поверку оказываются обычными колоннами. Фасад в изобилии украшен геральдическими символами королевской семьи (как и на многих других общественных зданиях столицы королевства), но не только ими - есть, например, и летящие утки:

Копенгаген: вокзал (детали фасада)

Часы при этом предельно простые и новодельные, развешены во многих местах, и непонятно, какие именно имеют в виду копенгагенцы, когда говорят "встретимся под часами" (известный местный мем). Прежде, чем войти внутрь, обойдём здание справа и посмотрим на его северо-западный вход, с улицы Vesterbrogade:

Копенгаген: вокзал (северо-западный вход)

Видим, что фасад полностью повторяется, даже в деталях, и не сразу отличишь, какая именно перед нами сторона. Одно отличие, впрочем, заметно сразу - здесь стоянка велосипедов:

Копенгаген: велосипедная стоянка у вокзала

Кто-то подсчитал, что их тут паркуется несколько тысяч, но это не удивительно, ибо в Копенгагене велосипед - основной вид транспорта.

Наконец заходим внутрь здания. Поначалу ничего примечательного - кирпичные арки, билетные автоматы, табло расписания, пара циферблатов:

Копенгаген: вокзал (билетный зал)

Но внутренняя часть здания весьма оригинальна: арочный железный потолок, почти как на Киевском вокзале, но вместо ожидаемых путей - просто кафельный пол. Пути этажом ниже, и более того - перпендикулярны общему направлению сводов зала. Вообще, если бы не говноторговые павильоны, внутренний зал походил бы на трёхнефную готическую церковь:

Копенгаген: вокзал (внутренний зал)

Вот ещё один ракурс:

Копенгаген: вокзал (внутренний зал)

От этой стены к платформам ведут шесть эскалаторов. Всего путей 13: десять для поездов дальнего следования, и три - для пригородных, т.н. S-tog, обозначаемых на станциях большой красной буквой S. Интенсивность движения весьма высока: до 17 пар поездов в час, что сравнимо с крупными московскими вокзалами типа Ярославского. В утренний час пик поезда отходят каждые 2-3 минуты, и пассажирам не стоит проявлять медлительность - долго поезд не стоит и отходит внезапно.

Спустимся и мы. На платформах рябит в глазах от обилия красного цвета:

Копенгаген: вокзал (платформы)

На дальнем плане - два пригородных поезда: маленькие красные вагончики, с огромным знаком велосипеда на некоторых вагонах (в которых их можно провозить), и надписями поменьше про бесплатный интернет (хоть что-то в Дании бесплатно). Пригородных линий целых шесть, и они играют огромную роль в транспортной связности большого Копенгагена: расстояния настолько велики, что на велосипеде не преодолеешь, а личные автомобили в столице мало кому по карману.

Идеальной чистотой, кстати, вокзал не славится - обратите внимание на горы мусора на рельсах.

За короткое время стоянки машинист успевает отдохнуть от штурвала:

вагон датской электрички

но когда я дошёл до середины поезда, двери закрылись через секунду после этого кадра:



Внутрь заходить побоялся, ибо выбежать явно бы не успел. На других путях - поезда посолиднее, двухэтажные:



Этот собирается налево, возможно, в сторону шведского Мальмё, до которого минут 20 езды по тоннелю через пролив. А другой такой же попался мне на соседней станции, но идущий на север, в город Хельсингёр:

датский двухэтажный поезд

Надо отметить, что местные поезда движутся отнюдь не бесшумно, а наоборот, оглушают свистом пневматики, так что времени настроить фотоаппарат вполне хватило.

Посмотрим ещё раз на северный фасад, но уже совместно с путями и подвижным составом. Это северный ход, но вид на юг:

станция Копенгаген

Для полноты картины, сделаем кадр в противоположную сторону:



Уже знакомый нам S-tog на запасном пути, улица Vesterbrogade по мосту поперёк, и гостиница Астория слева. На крыше гостиницы - полная эмблема датских железных дорог: колесо, крыло и корона (сейчас она на всех документах и сайтах сильно стилизована, так что даже не поймёшь, из чего состоит).

Обстоятельства сложились так, что покататься на датских поездах ни разу не удалось, и это упущение. Если приеду ещё раз - обязательно наверстаю :)

  • 1
Тоесть даже на метро не проехал?
Это большое упущение! Метро там без машиниста, и просто со окном впереди, незабываемые ощущения!

И TIVOLI ... летом там ежедневные лазерные шоу на пруду и фейерверки. Впечатления полностью оправдывают цену за вход

Командировка же.. Шанс был только в субботу, но тогда бы что-то упустил из пешеходного. А судя по постоянным визгам из Тиволи, там и правда отжигают :)

На каруселях я не катаюсь, мой мозг не выдерживает :) , но и без этого парк достоин посещения, особенно ближе к вечеру.

http://agentozzz.livejournal.com/64362.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account