Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
мегапутешествие-2011: по Румынии
velo1
novotor
Продолжаем рассказ о путешествии и увиденных странах в целом. Сегодня речь пойдёт о Румынии.

Румынская таможня все свои силы бросила на борьбу с лицами, извлекающими выгоду от, как теперь модно говорить, приграничного диспаритета цен на сигареты. Создаётся впечатление, что можно переправлять через границу наркотики тоннами, оружие ящиками, а проституток - целыми автобусами, и доблестные таможенники и ухом не поведут. Но стоит им заметить, что в машине едут курящие люди, как начинается цирк. Неважно, сколько вы предъявите пачек: по норме (2 пачки на человека), больше или меньше - всё равно все ваши вещи вынут из салона и багажника и до последней нитки перетрясут.

трек маршрута по Румынии

Граница в этом месте разделяет румынский город Сигету-Мармацией и украинский посёлок Солотвино. Поутру, особенно в выходные дни, через неё идёт сплошной поток пешеходов, велосипедистов и автомашин: румыны отправляются за покупками, вынося даже памперсы и туалетную бумагу (хотя украинские продукты и товары лишь маргинально дешевле), а украинцы едут торговать на рынок теми же товарами. Судя по богатым особнякам на украинской стороне, бизнес идёт весьма успешно. Так вот, каждого полностью и тщательно обыскивают, и местные даже не пытаются пронести хоть пачку сигарет. Непонятно, зачем вообще весь этот crackdown, ведь сигареты различаются в цене не в 10, а только в 2 раза, но тем не менее.

На остальных границах обычно просят открыть багажник, иногда вытащить оттуда дальнюю левую сумку или чемодан, совсем уж редко просят открыть и его, но на этом шмон и заканчивается. Поэтому полного перетруса я не ожидал (проверяли даже двойное дно сумки-холодильника), и оба припасённых блока быстро нашли. По наивности, я думал, что конфискацией дело и ограничится, но не тут-то было. Машину поставили на очередь в ремонтный бокс с ямой, и мы часа два наблюдали, как впереди стоящие авто разбирают по винтику и даже сливают бензин из бака, чтобы обшарить его внутренности оптической трубкой. Тут я наконец осознал, что ко мне пришёл северный пушной зверёк. Пока двое открывали отвёрткой полости в салоне, о наличии которых я даже не знал, остальные запустили процедуру изъятия наличных денежных средств.

Было предложено заплатить штраф на месте в размере 1500 лей (500+ долларов) или расстаться со вдвое большей суммой по квитанции, но в обоих случаях выезд обратно без уплаты был бы запрещён. Кидалово, подумал Штирлиц, но деваться было некуда. Распечатка румынского закона занимала всю стену таможенной комнаты, на неё ссылались, но ведь по-румынски я читаю неважно. Наложение штрафа оформили, правда, по всем правилам: пригласили понятых, составили протокол изъятия крупной контрабанды в виде "23 пачек сигарет Gauloises белорусского производства", выдали квитанцию. Вызвали даже пожилого валютчика с довоенным чемоданчиком и видом типичного бухгалтера. Доллары в леи он поменял 1:3, а комиссию почему-то взял гривнами. После чего извинились за суровость румынских законов, угостили чашечкой кофе и отпустили восвояси. Ну что ж, осталось себя утешать тем, что Остапу Бендеру в аналогичной ситуации повезло куда меньше.

Потери - вся наличность, запас сигарет, полдня времени - были огромными, но всё-таки не катастрофическими, и поход продолжился. Ещё полчаса пришлось потратить на поиски виньетки; она нашлась только на третьей заправке, и бюджет похудел ещё на 7 евро в пользу румынского государства. А вот на мелочи типа дорожной карты бюджет пришлось урезать, и дальше полагались только на Навика. Город Сигету-Мармацией выглядел пыльной нищей дырой, и на осмотр времени тратить не стали. Закралась мысль, а вдруг все румынские города такие беспросветные, но к счастью, он один оказался таким.

Вообще, Румыния не производит впечатления бедной страны. Да, повсеместно встречаются гужевые повозки, парк автомобилей не состоит сплошь из иномарок, но при этом домики в деревнях все аккуратные, жизнь в них кипит, земля освоена, промышленность работает, а города, хоть и визуально разнятся по уровню жизни, не несут следов упадка. Многие из них весьма интересны (по Сигишоаре и Сибиу будут большие отчёты), а некоторые (Тыргу-Муреш) впечатляют достатком. Во всяком случае, другим восточноевропейскими странам Румыния мало в чём уступает.

Впрочем, румынские дороги заслуживают отдельного упоминания, и весьма критического. Во-первых, в стране до сих пор архаичная дорожная сеть: магистрали и объездные дороги отсутствуют как класс, межобластные трассы проходят через все городки и деревни по пути, становясь их главными улицами, и почти нигде не имеют больше одной полосы. О том, чтобы быстро пересечь страну, можно даже не мечтать: это в любых раскладах займёт более суток. Скоростной режим лучше не нарушать, особенно в населённых пунктах, и не потому, что полицейская машина стоит на виду в каждом посёлке (обычно пустая), а потому, что сёла и города многолюдны, жители любят гулять и ездить на тракторах, повозках и велосипедах по улицам, а дети - играть на мостовой. Вот так и тащишься по всей стране со средней скоростью 50, всё время догоняя какой-нибудь трактор, грузовик или лошадь и долго не имея возможности их обогнать.

Во-вторых, обочины на большей части дорог представляют собой прямую угрозу вашему автомобилю: они выполнены в виде каменного жёлоба для стока воды шириной больше колеса, а мостиками через них служат бетонные блоки. Метафора о том, что румынские дороги - это "дороги смерти", никакое не преувеличение: я лично видел две машины, не вписавшиеся в поворот и провалившиеся в жёлоб. Восстановлению они не подлежат, поэтому хозяева их просто бросили.

Но вернёмся к маршруту. Снова отстав от графика на полдня, мы с трудом передвигались по местным дорогам северной Румынии. Пейзажи были весьма живописны: Карпаты всё-таки; а трансильванские города и сёла радовали необычной застройкой. Наконец доехали до Сигишоары и с ходу нашли отличное место для ночлега - пансион Julia. Хозяин получил сто лей, выдал ключ и больше не беспокоил, предоставив в наше распоряжение комнату, кухню, холл и веранду, на которой было весьма приятно выпить пива после тяжёлого понедельника. Приз в номинации "лучший пансион", безусловно, остаётся здесь.

Сигишоара стоит того, чтобы в ней остановиться хотя бы на полдня: средневековый центр на горе отлично сохранился, и гулять по нему весьма приятно. Мы с утра и погуляли, набрав материала на отдельный пост. Всего в ста километрах отсюда находился следующий пункт нашего маршрута, и вскоре мы уже парковали машину в Сибиу. Не хочется быть голословным (отчёт с фотографиями ещё впереди), но такого красивого города я не видел даже в прошлогодней поездке, где осмотрел целых 40. Яркая победа в номинации "Лучший средневековый город"!

Культурная программа по Румынии исчерпалась, и дальше стояла одна задача - продвинуться на юг как можно дальше. Опять живописная, но забитая фурами дорога вдоль ущелья - за час едва 50 км. Только на последнем участке от Питешти до Бухареста внезапно нарисовалась магистраль, и если б не она, вряд ли удалось до ночи добраться до границы. Как известно, Румынию от Болгарии отделяет Дунай, и перебраться на тот берег можно либо по единственному мосту Джурджу - Русе, либо на паромах. Но отдавать 25-30 евро за переправу не хотелось, поэтому мост стал единственной опцией. Все пути к этому мосту перекрывает румынская столица, а её транзитный проезд - весьма нетривиальная задача. Вот и нам предстояло преодолеть всего 15 км по т.н. бухарестской кольцевой (юго-западный сектор), но сразу стало ясно, что не получится, ибо кольцевая стояла намертво. Что, впрочем, неудивительно: столицу опоясывет вовсе не хайвэй вроде МКАДа, а дрянная однополосная колейная дорога, с обилием светофоров и даже знаков "Стоп" на перекрёстках с радиальными лучами. Стоя в пробке, дал Навику задание найти объезд, и он справился. Сразу же свернув с кольцевой направо, стали продираться на юг сквозь лабиринты столичных дач (не Рублёвка, прямо скажем), и в конечном итоге выбрались на финальную трассу. Тоже не фонтан, но хотя бы деревни не сплошняком.

Поворот налево на международный переход очень легко пропустить: он обозначен невнятным указателем на какую-то сельскую дорогу, выводящую через пару километров к непонятной развязке, сплошь заставленной фурами. Впрочем, фуры мы давно привыкли игнорировать, объезжая их слева, и наконец-то вдали показался искомый мост через Дунай:

мост через Дунай Джурджу-Русе

Переход границы, что туда, что обратно, происходит по одинаковой схеме: сначала взимают плату за проезд моста (6 евро на юг, 2 евро на север - принимают только наличные евро, леи или левы), а на выходе - совместный погранпост без таможни. Формальности отнимают гораздо меньше времени, чем сам проезд по мосту, построенному (1952 г.) ещё в эпоху, когда машины были редкостью, а вместо фур бегали трёхтонки. Однако, в румынских анналах ваш покорный слуга теперь числится записным контрабандистом, и на обратном пути пограничник меня встречал широкой ехидной улыбкой. Впрочем, навыков таможенника у него не было, и дело ограничилось простым открытием багажника и устной декларацией, что сигарет я не везу.

Замаячила неприятная перспектива попасть в Бухарест в вечерний час пик, но деваться было некуда (а после вождения в Стамбуле мне сам чёрт нипочём), и смело поехали насквозь. Столица Румынии оставляет тягостное впечатление - серый, неуютный, обшарпанный (особенно в южной части) город с хаотическим движением. Однако, пробок удалось избежать и даже уложиться в час на весь транзит. По пути догнали необычную процессию. Удивительно, но в аду вечерних улиц киношники снимали какой-то вестерн: представьте, посреди 4 полос плотного трафика едет старый кабриолет с известным актёром, одетым в ковбойский прикид и с сигарой в зубах, а впереди лавирует грузовик, из кузова которого торчат и суетятся десяток операторов с камерами и юпитерами. Сюр высшего разряда.

День 20 июля выдался непростой: длинный путь по 40-градусной жаре, все запасы питьевой воды в машине иссякли, и когда наконец обнаружили по пути большой супермаркет Реал возле Плоешти, ринулись туда спасаться от обезвоживания. Литровая бутылка молока была выпита залпом, за ней последовали газировка и мороженое. Между тем, с запада приползла страшная туча, и счастье, что мы успели не только дойти до машины, но и отъехать на открытое место. Налетела буря невиданной силы - ехать дальше я не рискнул и переждал на обочине. Позже я нашёл десятки роликов на ютюбе, снятых горожанами Плоешти прямо из окон своих квартир (ключевые слова для поиска - furtuna 20 iulie), но разгул стихии сложно отразить на плёнке. У меня получилась совсем не страшная фотка,



хотя я реально боялся, что вот-вот машина улетит, настолько сильно она качалась. Ливень не прекращался, но ехать было надо (а многие румынские водители даже не пережидали). Включив все возможные огни, взял курс на север. То и дело из мглы выплывали предметы, принесённые на дорогу с полей: снопы сена, обрывки рекламных щитов, куски провода. Между тем вечерело, а где найти ночлег, если вся округа осталась без света? Начались Карпаты, а вместе с ними и серпантины. Условия вождения стали не на шутку боевыми: ливень, ночь, горная дорога с "фирменными" румынскими обочинами, стёкла запотевают с обеих сторон - главной задачей стало уже не найти где переночевать, а банально остаться в живых.

Где-то после горнолыжного курорта Синая вновь появилось электричество, но и это мало помогло. По пути было полно пансионов; в обычное время мы бы легко нашли дешёвый ночлег с видом на горы, но попробуйте ночью на горной дороге остановиться и найти съезд к парковке! Деваться было некуда, и в итоге уже на окраине Брашова мы нашли самый дорогой мотель из всех возможных. Именно потому, что он дорогой, там имелась большая освещённая парковка, да и вывеску можно было увидеть не постфактум, а хотя бы метров за сто. Румынских денег не хватило, но консьерж согласился взять часть долларами. Более того, выдал зонтик, помог занести вещи в номер и приятно удивил своим безупречным внешним видом и знанием английского. В общем, 40 долларов ушли не зря :)

Полюбовавшись с утра на горы и лужайку с прудом, решили дальше ехать наиболее простым путём, в объезд Карпат - перевалов мне уже хватило накануне. Без остановок и приключений пересекли полстраны, но в последнем городе Сучава решили пообедать и заодно избавиться от 12 оставшихся лей. По опыту мы знали, что этого вполне бы хватило на сытный обед в буфете супермаркета Кауфланд, но тут нас ждала засада: супермаркет здесь оказался не за городом, как обычно, а в самом что ни на есть центре. С трудом его найдя по указателям (Навик почему-то очень плохо справляется с поиском супермаркетов), обнаружили длиннейшую очередь - горожане, очевидно, тоже любят задёшево пообедать. Пришлось покупать невкусные хотдоги, а 6 лей оставить на память - удивлять знакомых целлофановыми купюрами.

Румыно-украинскую границу в Сирете прошли за час (очередь 20 машин); тут обнаружилось, что мы где-то посеяли квитанцию за виньетку, но пограничник нашёл запись о ней в базе и претензий не имел. Украинцы же пропускали туристов "с южных морей" по упрощённой схеме и почти без очереди.

  • 1
Круто вас за сигареты.
Я контрабанду не вез, но попался на превышении. Радары стоят у них в машинах и снимают они прямо на ходу.
Потому ездить мне по Румынии было довольно напряжно, за каждым поворотом чудилась белая дачия с люстрой, а так как белый дач в Румынии чуть меньше чем дофига, езда превращалась в довольно утомительный атракцион

  • 1
?

Log in

No account? Create an account