Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Стамбул: городской транспорт
atlas
novotor
А теперь предлагаю на суд читателей небольшой цикл, посвящённый Стамбулу - одному из самых... Впрочем, никакие эпитеты не передадут величие и очарование этого города: хотя бы раз в жизни его надо увидеть своими глазами. Начнём, по традиции, с городского транспорта.

Познакомившись с мегаполисом лишь в первом приближении, я долго не мог понять одну вещь. По любым критериям, Стамбул входит в десятку крупнейших городов мира, а в Европе держит неоспоримое лидерство. Чисто физические размеры 13-миллионного города внушают: по площади Стамбул в 5 раз больше Москвы, его сплошная застройка тянется с запада на восток почти на сотню километров, с юга на север - на 40. При этом, город разделён на две части Босфором, а его тракийская (европейская) половина - ещё надвое бухтой Золотой Рог, и местность под городской застройкой, мягко говоря, пересечённая и холмистая - не каждый район легко доступен. А теперь смотрим на самую общую схему городского транспорта:

Стамбул: картосхема рельсового транспорта

Для справки, лист карты отображает участок на местности размером 60 на 33 км. Розовым цветом залиты жилые зоны, а разноцветными линиями показаны маршруты магистрального транспорта - электрички, метро, трамваи и автобусные экспрессы. Даже беглый взгляд позволяет заметить, что их плотность чрезвычайно низка для такого города, а многие районы вообще не охвачены. Топовый мегаполис мира имеет всего две (притом не связанные друг с другом) ветки метро, две автономные линии пригородных поездов, три маршрута скоростного трамвая. Вопрос, каким же непостижимым образом несчастные стамбульцы добираются на работу и обратно домой, как ездят по делам и в гости? Логически я ответа на сей вопрос не нашёл, и пришлось искать подсказку в интернете.

Википедия и сайт муниципального транспорта картину сообща прояснили, и нашлось немало удивительных фактов и цифр. Оказывается, для перевозки пассажиров в Стамбуле используется ни много ни мало 17 различных видов транспорта, среди которых есть и весьма экзотические, как например, фуникулёры, канатные дороги, или водные катамараны. Рассмотрим каждый из них по отдельности, в порядке убывания пассажиропотока, который в целом составляет 13 миллионов поездок в день.

1. Несмотря на дороговизну топлива, на первом месте частные автомобили с 22% перевозок. О сумасшедшем траффике и манере вождения стамбульских водителей я уже писал; ещё раз отмечу, что ни пробок, ни аварий, несмотря на 1.6 миллионный парк автомобилей, не наблюдается. Уличная сеть справляется, с парковками напряжённо, но, похоже терпимо.

2. А вот и разгадка нашего главного вопроса. Второе место с 19% занимает корпоративный автотранспорт - крупные фирмы и организации самостоятельно решают транспортную проблему своих сотрудников, имея на балансе разного рода шаттлы.

3. Маршрутки-минибасы забирают 16% пассажиров. То ли они выглядят иначе, то ли ходят не по тем улицам, где гуляют туристы, но ни одной я так и не заметил. Да, нашёл на каком-то сайте, что они обслуживают, в основном, удалённые районы.

4. Муниципальные автобусы перевозят 10% коммьютеров. Выглядят они по-европейски (Икарусы, Мерседесы, МАНы), но часто подбирают или высаживают пассажиров прямо на ходу - такова уж местная специфика. Сомневаюсь, что даже местные жители способны запомнить все 468 маршрутов - я даже не пытался разобраться.

5. Частные автобусы, чуть менее 10%. Что это за зверь, и куда ходят - неведомо.

6. Метробусы, 6%. Ходят по выделенным линиям по автострадам, в том числе, соединяя тракийскую и анатолийскую части по второму мосту через Босфор, а также западные пригороды с аэропортом и центром. Лично не видел, но картинка с Википедии хороша, особенно панорамой города:

Стамбул: панорама с метробусами

7. Такси, 4%. Ну здесь всё понятно - основной поток по вечерам в Султанахмет и Таксим и обратно. Среди таксистов большая конкуренция, и на улицах они выделяются агрессивным стилем вождения.

8. Лёгкое метро (неглубокого залегания и частично на поверхности), 3%. Соединяет аэропорт, автовокзал и Аксарай. Википедия причисляет к нему и новую ветку трамвая Т4 (2007 г.), ведущую на северо-запад.

9. Морские автобусы-катамараны, паромы (есть ещё т.н. быстрые паромы, которые ходят через Мраморное море, но они относятся уже к междугороднему транспорту), катера госкомпании İstanbul Deniz Otobüsleri (IDO), 2.5%. Перевозят через Босфор 450-2000 пассажиров за рейс. Один из больших паромов (ёмкостью 1800 чел.) даже попался к нам в объектив (слева):

Стамбул: паромы в Босфорском проливе

10. Трамвай, 2.3%. Несмотря на скромную долю в перевозках, трамвай - наиболее харизматический вид местного транспорта. Его мы рассмотрим немного подробнее. Трамваи в Стамбуле появились одними из первых в Европе - в далёком 1871 году. Сначала это была конка: на четырёх линиях было задействовано 45 экипажей с 430 лошадьми, которые ежегодно перевозили миллионы пассажиров. Однако, в 1912 году все лошади были призваны на фронт для участия в Балканской войне, и трамвай пришлось электрифицировать. Рельсовая сеть развивалась вплоть до 60-х годов и достигла 130 км на обоих берегах Босфора. В 1961 году было решено модернизировать городской транспорт, и трамваи заменили троллейбусами. Но и они не смогли выжить в трудных условиях стамбульских улиц, и ездили недолго.

Возрождение трамвая произошло в 1992 году, уже на новой основе. Была проложена ветка Т1 от станции Топкапы через Султанахмет и вокзал Сиркечи к паромной переправе Эминоню, а позднее (в 2005) продлена на другой берег Золотого Рога, через Галатский мост:

Стамбул: схема трамвайных линий

Эта линия длиной 14 км проходит через все районы старого центра, и четырёхвагонные составы Flexity Swift фирмы Бомбардье невозможно не заметить:

Стамбул: трамвай Flexity Swift

Трамвайные рельсы делят проезжую часть со всеми другими участниками дорожного движения, поэтому трамвай никак не назовёшь скоростным, но по загруженным улицам он уверенно прокладывает себе путь. Остановки называются станциями; вот так выглядит ближайшая к мечетям Султанахмета - Гюльхане:

Стамбул: трамвайная станция Гюльхане

Станции огорожены невысоким заборчиком и снабжены турникетами, в автоматических кассах перед которыми можно обменять 2.75 лир на жетончик. И если во всех других местах уличные ограждения ни для кого препятствием не являются, то на трамвайных остановках почему-то зайцы через забор не прыгают:

Стамбул: трамвайная станция Гюльхане

Галатский мост трамвай преодолевает по выделенным путям (станция Каракёй):

Стамбул: трамвайная станция Каракёй

Только на мосту удалось поймать в кадр все четыре вагона:

Стамбул: трамвай на Галатском мосту

Было бы непростительно упустить возможность покататься на стамбульском трамвае, и в конце дня мы её осуществили. Удобный, кондиционированный вагон, остановки объявляются голосом и дублируются бегущей строкой, и пассажиры, прямо скажем, не толпятся:

Стамбул: трамвайный вагон внутри

11. Метро пока что не входит даже в десятку транспортных провайдеров Стамбула, с более чем скромной долей в 1.8% пассажиропотока. Первая линия (М2) была введена в строй совсем недавно - в 2000 году, и состояла всего из 6 станций. В 2009 она была продлена в обе стороны, и связала деловой центр города с аренами Бешикташа на севере и с набережной Золотого Рога на юге. Со вводом в строй тоннеля под бухтой, и особенно второй очереди в азиатской части, метро резко повысит свою роль в транспортной системе города.

12. Пригородные поезда берут на себя чуть более 1% перевозок. Вообще говоря, железные дороги не пользуются в Турции большой популярностью, и несмотря на приличную длину маршрута и количество станций вдоль побережья по обе стороны Босфора, электрички в Стамбуле практически незаметны.

13. Менее процента перевозят частные паромы компании TurYol. Чем они отличаются от "морских автобусов", кроме формы собственности, я не знаю (говорят, что ходят быстрее и чаще, и сами суда новее, чем муниципальные). На иллюстрации к пункту 9, два из них уже попали в кадр, а на стороне Ускюдара удалось заснять их терминал:

Ускюдар: паромный терминал TurYol

Именно этому маршруту через Босфорский пролив, между причалами Кабаташ и Ускюдар, принадлежат лавры первого в мире регулярного паромного сообщения, которое открылось ещё при османских султанах, в 1867 году (нерегулярное стартовало ещё на 30 лет раньше).

14. Маршрутки Dolmuş отличаются от минибасов из пункта 3 разве что меньшей вместимостью - 8 человек, и поэтому ближе к такси, чем к автобусам. Дольмуши чаще всего встречаются в деловом центре вокруг площади Таксим, и их доля в перевозках около 0.5%.

15. Фуникулёры даже не на последнем месте, с 0.2%. Первый из них, Тюнель, относится к самым старым в мире подземным транспортным сооружениям (уступает только лондонскому метро). С 1875 года и до сих пор он поднимает пассажиров от площади Каракёй (у Галатского моста) на 60-метровую высоту Галатского холма, к площади Тюнель, откуда начинается знаменитая пешеходная авеню Истикляль. Её нижний вестибюль выглядит вот так:

Стамбул: нижний вестибюль фуникулёра Тюнель

Проезд стоит около 3-х лир, и я справедливо рассудил, что на 60 метров я могу подняться и пешком - и для здоровья полезнее. Поэтому дождался поезда только для того, чтобы его сфотографировать. За свою долгую жизнь фуникулёр, конечно, сильно изменился: перешёл с паровой тяги на электрическую, с двух колей на одну, и с железных колёс на шины. Ну и выглядеть стал посовременнее, что ли, почти как троллейбус:

Стамбул: вагон фуникулёра Тюнель

Второй фуникулёр - дитя современности: он открылся в 2006 году, для удобства пересадки с транспортного узла площади Таксим (что наверху) на терминал Кабаташ - паромный причал и конечная станция трамвая Т1, - расположенный в километре вниз по склону. Именно такую пересадку я намеревался сделать, но слона-то я и не заметил: фуникулёр в глаза не бросается, а о его существовании я не подозревал. Поэтому и фотки нету. Впрочем, несложно было и спуститься через парк пешком.

Дальше совсем уж экзотические виды транспорта.
16. Две канатные дороги длиной по 300 м (очевидно, через овраги). Вы их можете увидеть на карте в виде коротких чёрных штрихов - одна из них проложена от одного отеля Хилтон к другому (1993 г.), а другая ведёт к какой-то пафосной кафешке Pierre Loti (2005 г.).

17. Ностальгический трамвай. Симпатичные ретро-вагончики запустили в 1990 году вдоль авеню Истикляль:

Стамбул: Ностальгический трамвай на ул. Истикляль

Со скоростью пешехода они преодолевают полтора километра по главной прогулочной улице города, будучи чуть более, чем полностью, заполнены весёлой толпой туристов. Проезд-то бесплатный:

Стамбул: Ностальгический трамвай на ул. Истикляль

Второй такой трамвайчик курсирует на азиатской стороне с 2003 года, по кольцевому маршруту в историческом районе Кадыкёй, но туда я, конечно, не добрался.

Удивительный всё-таки город Стамбул. Здесь даже такая унылая тема, как общественный транспорт, превращается в увлекательное приключение. Интересная идея на будущее: удастся ли кому-нибудь за один день совершить мегапокатушку на всех перечисленных видах транспорта? В следующий раз буду в Стамбуле - сам попробую!

?

Log in

No account? Create an account