Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Стамбул: по Галатскому мосту
atlas
novotor
Галатский мост - воистину знаковое место для стамбульцев. Перекинутый через бухту Золотой Рог совсем недалеко от её слияния с Босфором, он соединяет историческое ядро города (Эминёню) и современный центр (Бейоглу и Шишли). Мост является композиционным центром города, где пересекаются его главные водные и сухопутные пути, и откуда видны сразу все доминанты пейзажа:

Стамбул: панорама Галатского моста

Османская империя не имела недостатка в средствах, тем более, на такой ключевой проект в своей столице, но водная преграда долгое время была недоступна уровню развития инженерного дела: ширина залива здесь более 400 метров, да и глубина 35. Только в 1845 году, при султане Абдюл-Меджиде, на этом месте был сооружён первый мост. В османских традициях было приурачивать реконструкции столицы к различного рода саммитам, и к визиту Наполеона 3-го в 1863 году первый мост заменили на новый, тоже деревянный:

Стамбул: Галатский мост в 1863

Однако, настала пора установить более капитальное сооружение, и дело поручили британским учёным инженерам. В 1875 появился понтонный мост (480х14 м), который прослужил до 1912 года. Перед первой мировой немецкая фирма МАН соорудила четвёртый мост (тоже понтонный), по которому уже могли ходить трамваи и автомобили:

Стамбул: Галатский мост в 1912

Однако, в 1992 году он сгорел (я не совсем понимаю, как железный мост может сгореть, но тем не менее), и турки своими силами заменили его на современный, уже пятый по счёту. Интересно, что все четыре предыдущие структуры не выкидывали, а использовали для модернизации Старого Моста, который стоит немного выше по течению. За проход и проезд по мосту вплоть до 1930 года взималась плата, причём, вовсе не символическая.

Технически, Галатский мост имеет размеры 490 на 42 и является разводным (80 метров в средней части). В каждую сторону ведут 3 полосы для автомобилей и тротуар для пешеходов, а также выделенная трамвайная линия. Мост двухэтажный, и на нижнем этаже - прогулочная зона и рестораны. Погуляем немного и мы. Вот так мост выглядит сбоку, при подходе от пристани:

Стамбул: рыбные рестораны на Галатском мосту

Рыбные ресторанчики в нижней части не отличаются дешевизной, но можно просто заказать бутерброд со свежей жареной ставридой за 4 лиры. Правда, пиво к ней обойдётся вдвое дороже. Свидетельствую: вкусно и сытно, и вполне достаточно на обед. А не хватит - можно добавить вкусняшек, которые в изобилии продаются наверху прямо с колёс:

Стамбул: уличная торговля на Галатском мосту

Под мостом - тоже весьма оживлённое движение паромов и катеров. Средний пролёт достаточной высоты для их прохода, но может разводиться для более крупных судов. Он даже оборудован светофором:

Стамбул: паромы под Галатским мостом

Обратите внимание на трамвайные мачты: понадобилось специальное инженерное решение для безопасного рассоединения проводов при разводе моста. А вдали уже виднеется старый мост, стоявший ранее на месте Галатского. А мы вынуждены подняться на второй этаж. Там кипит уличная жизнь. Назначают стрелки деловые люди,



хвастают уловом рыбаки:

Стамбул: рыбаки на Галатском мосту

да и просто гуляют, дыша свежим воздухом и любуясь морскими видами:



Хорошо на мосту, но нам идти дальше, через площадь Каракёй вверх на Галатский холм:



В следующем рассказе поднимемся к Галатской башне и пройдём по пешеходной авеню Истыкляль к площади Таксим. Там очень много интересного!

  • 1
жетон для прохождения по этому мосту. 1912 года. Из моей коллекции

b8


  • 1
?

Log in

No account? Create an account