Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Раков
velo1
novotor
С началом летнего сезона открываю новую рубрику. И впрямь, у минчан имеется масса возможностей хоть каждые выходные совершать однодневные поездки на машине по городам и весям: расстояния позволяют, дороги хорошие, а весенней слякоти нет не только в Минске - нигде её нет. Подумав, что грех не воспользоваться, в минувшую пятницу быстренько заменил зимнюю резину на летнюю, и уже на следующее утро отправился в пробную поездку. Начал с самых ближайших окрестностей - небольшого кольца по маршруту Минск - Раков - Ивенец - Дзержинск - Минск. Как водится, о каждом этапе поездок напишу по небольшому отчёту.

карта кресов всходних

Несмотря на близость к столице (36 км по шоссе на Вильнюс), агрогородок Раков не пользуется популярностью у краеведов - я нашёл только один отчёт в жж (впрочем, могу и ошибаться: блогопоиск по названию даёт сотни ссылок о подвигах ув. блоггеров по отлову и поеданию ракообразных, среди которых посты о городке вполне могли затеряться). В связи с этим, придётся приводить небольшую историческую справку.

Раков известен с конца 14 века как владение великих князей литовских. В дальнейшем, поселение множество раз переходило от одних владельцев к другим (среди которых были известные польские фамилии такие, как Кежгайлы, Сангушки, Здеховские); вероятно поэтому никто из них не оставил здесь замка или хотя бы капитальной усадьбы, и не отметился на гербе города:

Раков: герб города

При Сангушках, в Ракове были основаны доминиканский (1686) и василианский (1702) монастыри; в городке развивались ремёсла (в частности, гончарное) и торговля. В результате раздела Польши в 1793 году, Раков вошёл в состав Российской империи. Оба монастыря вскоре закрыли и передали православной церкви, а посёлок, находясь в черте оседлости, превратился в местечко. На пике развития, в конце 19 века в Ракове проживало 3.6 тыс. человек, из которых 60% составляли иудеи, 28% - католики, и лишь 12% - православные. В 1921-39 годах, Раков принадлежал Польше, находясь при этом на самой границе с советской Белоруссией, что определило специфический характер занятий местных жителей. Война унесла больше половины населения посёлка, численность которого так и не восстановилась до прежнего уровня. Более того, Раков утратил городской статус в 1954 году, и до сих пор считается сельским поселением, хотя и в статусе агрогородка (с 2008).

Сегодня Раков - маленький (2100 жит.), но ухоженный посёлок. Кроме сельскохозяйственной, Раков выполняет и рекреационную функцию: вокруг расположен десяток детских здравниц, да и многие минчане имеют в этих местах дачи. Туристам тоже есть что посмотреть. При въезде в посёлок со стороны Минска, туристы первым делом замечают кладбища: справа православное, слева католическое. Накануне Радуницы, на обоих кладбищах наблюдалось оживление: перед официальным посещением могил близких необходимо привести территорию в порядок. Многие жители используют для этих целей традиционный транспорт,



а местные предприниматели предлагают разнообразные услуги по благоустройству:



На католическом кладбище стоит часовня св.Анны (1830), эклектическое сооружение с элементами классицизма:

Раков: часовня св.Анны

Её трёхарочная брама-звонница служит входом на кладбище:



Обратил внимание, что на каждой из десятка различных звонниц и колоколен, увиденных в этой поездке, колокола размещены только в одной из двух имеющихся арок. По какой причине - не знаю.

Примерно через километр, дорога выводит на центральную и единственную площадь агрогородка. Здесь нас встречает Спасо-Преображенская церковь:

Раков: Спасо-Преображенская церковь

Она была построена в конце 18 века (освящена в 1793 году) в качестве костёла униатского василианского монастыря, изначально в стиле барокко. Спустя некоторое время после закрытия монастыря и разгона униатов, костёл был переосвящён в православный храм в 1866 году и достроен согласно православной традиции. Появился 8-гранный барабан и купол, увенчанный гранёной маковкой с крестом. Меньшие по размеру маковки водрузили также над фронтоном и правым приделом. Барочный фасад, однако, остался без видимых изменений:



У церковной ограды в 1886 году была построена двухъярусная брама-звонница в псевдорусском стиле:



Колоколов здесь, впрочем, имеется в достаточном количестве:



По левую руку от церкви находится стилизованная под деревянную избу кафешка "Старый Раков" - городок всё-таки навещает немало туристов:

кафе Старый Раков

Выходим на площадь. От советского наследия на ней осталось единственное административное здание:



Остальные сияют новизной. Недавно открыт современный универсам:



А газон возле аптеки украшает огромный валун:



Есть даже галерея современного искусства. Отделка не завершена, но "музей" уже действует:

Раков: частный музей

В посёлке множество богатых частных домов - очевидно, зажиточные минчане строят здесь загородные резиденции:



Средний класс пытается выделить свои жилища хотя бы креативными воротами:



Дальше от площади дома скромнее, но даже самые бедные отличаются аккуратностью:



На заднем плане высится костёл; к нему мы сейчас и направимся. Не заглядывая в справочники, можно смело отнести любой неоготический костёл в Белоруссии к периоду 1906-10 годов. Дело в том, что в результате известного царского указа 1905 года о веротерпимости, находившаяся до тех пор в угнетённом состоянии католическая конфессия получила возможность строить новые храмы, чем сполна и воспользовалась. Не только города, но и многие сельские приходы обзавелись массивными каменными и кирпичными костёлами, порой на вид несоразмерными с окружающими их поселениями. Таков и раковский костёл Наисвятейшей девы Марии (1906):

Раков: костёл Наисвятейшей девы Марии

Костёл возник далеко не на пустом месте: здесь, на высоком правом берегу реки Ислочь, в 1686-1835 годах стоял доминиканский монастырь, а впоследствии - деревянная церковь Руженцовой богоматери. Трёхнефный костёл из светлого кирпича даже с фасадной стороны укреплён контрфорсами:



То ли служба уже закончилась, то ли по субботам её вообще не было - так или иначе, внутрь зайти не удалось. Опять-таки, колокол нашёлся только в одной из двух башен:



Теперь обойдём костёл по часовой стрелке - с высокой площадки во все стороны открываются неплохие виды. У входа с западной стороны стоит заброшенное деревянное здание правления колхоза (не волнуйтесь: с колхозом всё в порядке, а правление переехало в новую шикарную резиденцию). Зато вокруг него кипит работа - всё-таки сегодня ленинский субботник. Пока я обходил костёл, одно дерево полностью лишилось кроны:



Ограда костёла - чисто символическая: моренная кладка высотой по пояс. С северной стороны - вид на частный сектор и на купол уже знакомого нам православного храма:



На восточной стороне стоит плебания, но я почему-то её не снял; зато на юг открывается красивый вид на пойму Ислочи и сосновый бор за рекой:



Чуть правее видим живописные руины бывшей почтовой станции (1887), от которой сохранился только обильно заросший валунный фундамент:



За ним виднеется единственное сохранившееся гражданское здание 19 века, часть усадьбы Здеховских - ледовня или гончарня. Вот они же на более общем плане:



Двор костёла завершается неустановленным памятником. Говорят, что это мемориал жертвам холокоста, а крест на нём для конспирации (памятник ставился ещё в советское время). Однако, подобные кресты, как бы вырастающие из дерева, я только что видел на могилах католического кладбища, так что вопрос остаётся открытым:



На осмотр Ракова хватило полутора часов, но время потрачено явно не впустую: городок хоть и мал, но довольно интересен, и гулять по нему весенним утром было очень приятно. А мы отправляемся к следующему пункту нашего маршрута - посёлку Ивенец.

?

Log in

No account? Create an account