Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Вроцлав, ч.2: набережные Одры
velo1
novotor
В пределах Вроцлава, река Одра ветвится на рукава, образуя ряд островов, больших и малых, соединённых с берегом и между собой мостами - как чисто пешеходными, так и транспортными. Прибрежная зона разнообразна по использованию: здесь есть застройка разного возраста, набережные, парки и гидротехнические объекты - гулять по ней интересно и познавательно. Географически, эта территория располагается к северу от старого города и к западу от Тумского острова, который мы посетили в предыдущей части:

Вроцлав: план города (набережные)

Выйдя из старого города по Песочному мосту (внизу справа), обойдём острова против часовой и вернёмся по Поморскому (изогнутый слева).

Песочный (Piaskowy) мост довольно короткий (32 м) и предназначен, главным образом, для трамваев и пешеходов (вид на юг, на старый город):

Вроцлав: Песочный мост

Современный железный мост был сооружён в 1861 году, заменив деревянные, стоявшие на этом месте с глубокой древности, обеспечивая городу выход на земли к северу от реки через Песочный остров. Интересна этимология этого названия: к песку оно, оказывается, не имеет отношения, а произошло от путаницы со словом "arena" в латинском названии костёла, стоявшего на острове - Sancta Maria in Arena. В Средние века, у моста находилась важная торговая площадь, а с 1595 года въезд в город был оформлен каменной брамой.

Если смотреть с моста на запад, открывается вид на бывший монастырь сестёр-урсулинок (13 в.), в котором сейчас располагаются университетские корпуса и национальная библиотека Ossolineum, перемещённая сюда из Львова во время и после войны:

Вроцлав: библиотека Оссолинеум

А на Песочном острове, сразу за мостом встаёт громада бывшего монастыря августинцев с тем самым костёлом:

Вроцлав: бывший монастырь августинцев

Монахи были весьма предприимчивыми: обосновавшись на острове в 1149 году, сразу же стали взимать плату за проезд по мостам. Стало быть, Тумским островом владели епископы, соседним Песочным - августинцы, а между ними, слегка потеснив епископов, пытались обосноваться князья из династии Пястов. Интересно, с них тоже брали дань за проезд? Секуляризация, проведённая Наполеоном в 1810 году, положила конец как монастырю, так и многим владениям епископа. Корпус на переднем плане, в частности, стал университетской библиотекой.

Массивный костёл Пресвятой богородицы на Песках (NMP na Piasku) выглядит мрачновато (вид с Тумского острова):

Вроцлав: костёл Пресвятой богородицы на Песках

Готическая базилика появилась на месте прежней романской в 1375 году (строилась 40 лет). Башни добавились в 1430-м, но одна из них (ближняя на снимке) так и осталась недостроенной. Как водится, здание неоднократно страдало от пожаров, а в конце войны было вообще наполовину разрушено, так что сегодня мы видим восстановленную в 1948 и 1963 структуру, да ещё с новой крышей. Архитектурно, костёл представляет собой трёхнефную базилику 78-метровой длины без трансепта и без визуального разделения хоров и пресвитерия. По бокам пристроены часовни, одна из которых (св.Креста, 1666) является самым древним объектом стиля барокко во Вроцлаве. С востока, храм завершается трёхгранной апсидой. На снимке видно, что Тумский мост начинается прямо от его стен:

Вроцлав: Тумский мост

Песочный остров соединяется с северным берегом двумя мостами, через маленький Мельничный остров. Они так и называются, Млынские мосты:

Вроцлав: Млынские мосты

Железная пара Млынских (длиной 28 и 37 м, вместо деревянных) появилась позже Песочного моста - в 1885 году. Каменных почему-то во Вроцлаве не строили. В 1997-м, горожане спасли мосты от разрушения "наводнением века", выйдя на круглосуточное дежурство и отталкивая баграми всякие пни и коряги, предотвращая образование критической давящей массы. В честь тех событий установили мемориальную табличку, но я её не заметил. Северный мост более крупным планом:

Вроцлав: северный Млынский мост

Между мостами - Мельничный остров, названный так по наличию по обоим берегам протоки водяных мельниц - Марии и Феникса, работавших ещё с 13 века. Техническое здание 19 века стоит между ними на старой плотине (комплекс до сих пор используют как жилой дом), а вот пни и коряги жаль никто отсюда не убирает:

Вроцлав: Мельничный остров

Вроцлав не живёт футболом - плавучий ресторан рекламирует не показ матчей грядущего Евро, а дни украинской кухни:

Вроцлав: плавучий ресторан

Справа виден ещё один остров - Белярский, и ведущий на него с о.Солодового мост св.Клары, заменивший в 1992 году одноимённую старую мельницу. На Белярский я не пошёл (не зная, что там есть интересный памятник Сократу), а уже по сугубо пешеходным мостам перебрался через Мельничный на Солодовый остров. На нём сохранился единственный жилой дом, возраст которого я не могу определить: с фасада явная эклектика начала века, а с торца - межвоенный функционализм. Обе унылые стены оживили монументальной живописью:

Вроцлав: жилой дом на Солодовом острове

На самом острове больше ничего интересного не обнаружилось, зато с него открывается шикарный вид на набережную старого города. Панорамные снимки я делать не умею, поэтому даю 4 последовательных. Барочную библиотеку Оссолиньского мы уже видели в самом начале пути, узнаёте?

Вроцлав: бывший монастырь сестёр-урсулинок

Правее - дом 1866 года постройки (неоренессанс?), принадлежавший медицинской академии, теперь выставлен на продажу. Следующее здание - барочный костёл иезуитов Имени Иисуса (1698, мы его посетим в следующей части), и наконец, главное здание университета (1739, барокко):

Вроцлав: главное здание университета

Соседство иезуитского костёла и университета не случайно: университет был основан как иезуитский, и назывался Akademia Leopoldyńska в честь императора Леопольда, который дал денег на его постройку. К фасаду 170-метрового здания выходит Университетский мост, а дальше уже начинаются кварталы старого центра:



Фасад храма науки более крупным планом:

Вроцлавский университет: северный фасад главного здания

До сравнительно недавних пор, острова были изолированы, и попасть на них можно было только одним путём - через Песочный и Млынские мосты. Однако, в 2002-03 годах для удобства горожан возвели арочные пешеходные мосты, и острова стали доступны для сквозных прогулок. Вот так выглядит Жабий мост на Белярский остров:

Вроцлав: Жабий мост

А мы покинем Солодовый остров по одноимённому мосту:

Вроцлав: Солодовый мост

На северном берегу лежит новый город эпохи бурного развития 19-20 веков. В нём тоже масса интересного, но за полдня всё не посмотришь, и я ограничился только перекрёстком улиц Дробнера и Дюбуа. Здесь царство модерна:

Вроцлав: каменица Под Солнцем

Эти шикарные здания, естественно, хорошо известны. Справа - каменица Под Солнцем с аптекой, посредине - просто жилой дом (Дюбуа 3), а слева - молодёжный дом культуры. Ближе к реке - ещё один чудесный уголок:

Вроцлав: Германо-европейский центр

Это Дробнера и Цибульского. Слева - Германо-европейский центр им.Вилли Брандта при университете, но у его входа почему-то торгуют аккумуляторами и клубникой:



По Университетскому мосту проходим на восточную оконечность самого большого острова - Мещанского. Прямо на мосту развёрнута передвижная кофейня - можно купить целый мешок, а можно выпить чашечку кофе:

Вроцлав: передвижная кофейня

Рядом один из пунктов проката т.н. городских велосипедов - уродливого детища какой-то европрограммы:

Вроцлав: прокат городских велосипедов

Взглянув на речной фасад старого города - набережную Новый Свет,

Вроцлав: набережная Новый Свет

пройдём вдоль острова к зданию электростанции:

Вроцлав: Померанский мост

На переднем плане - южный из трёх Поморских (Померанских?) мостов, наконец-то каменный. Несмотря на кажущийся древний облик, он был сооружён в 1905 году.

Электростанций на самом деле две: по одной на каждой протоке, сооружённые, конечно же, на месте древних мельниц. Южная вступила в строй в 1924 году, северная - на год позже. Обе ГЭС относятся к классу проточных (т.е. без накопления водохранилищ), но южная (ГЭС-1) выглядит и является втрое более мощной:

Вроцлав: ГЭС-1

Для сравнения, северная ГЭС-2. Оба здания спроектировал в стиле функционализма архитектор Макс Берг:

Вроцлав: ГЭС-2

Перепад уровней здесь невелик - всего лишь пару метров, но общей мощности четырёх генераторов (4.2 МВт), видимо, хватает на городские нужды:

Вроцлав: створ ГЭС-2

Для прохода малых судов предусмотрен Мещанский шлюз, вырытый между станциями:

Вроцлав: Мещанский шлюз

Его дно регулярно чистит специальный агрегат. Он настолько красив, что я не удержался заснять его ещё и в профиль:



С мыса искусственного острова смотрим на Южную Одру с ажурным мостом Сикорского (1875)

Вроцлав: мост Сикорского

и возвращаемся обратно на Поморский мост. По его обеим сторонам проложены трубопроводы, а на южном конце стоят две башенки, поставленные, как выяснилось, не для красоты, а в целях сбора оплаты проезда по мосту. Сейчас в них сувенирные киоски:

Вроцлав: Поморский мост

С моста открывается вид на костёл св.Елизаветы (Эльжбеты), на башню которого мы вскоре поднимемся. Полюбоваться, впрочем, можно только на верхнюю часть, ибо огромное здание плотно прикрыто со всех сторон средневековыми кварталами:



В них мы и углубимся в следующей части, выйдя к костёлу и на великолепную площадь Рынок.

  • 1
Не пойму чем вам не нравятся велосипеды. В хорошую погоду их все до одного разбирают. А ночью, у примеру, удобно ехать с вокзала-на вокзал если налегке. Т.к. машин нет и дороги свободны, а вот автобуса ждать долго.
А так, ваш обзор очень хорош.

Вроцлав с воды, Песчаный остров и голый студент.

User str_ter referenced to your post from Вроцлав с воды, Песчаный остров и голый студент. saying: [...] одетых дам. P.S. Там, где начинала путаться, пользовалась подробными и точными записями ОТСЮДА [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account