Прогулки по малым городам

с любовью из Средневековья

Previous Entry Share Next Entry
Жолква (Нестеров): в бандеровском логове
velo1
novotor
Жолква (13 тыс.жит.) - районный центр Львовской области, в 25 километрах от Львова в сторону Ковеля. Городок этот может служить неплохой базой для бюджетных поездок во Львов (гостиницы здесь в разы дешевле, а добираться всего полчаса), но не только: он интересен и сам по себе, обладая историко-архитектурным комплексом, величина и значение которого намного превосходит скромный статус самого города.

Такое богатство возникло в начале 17 века, и не в результате естественного развития, а благодаря воле коронного гетмана Станислава Жолкевского, построившего здесь в 1597 году замок-усадьбу. Амбиции гетмана распространились не только на свою резиденцию, но и на окружающую территорию, которую он задумал превратить в своего рода идеальный город, возведённый по единому плану и в едином стиле. Идею поддержали и реализовали наследники полководца, особенно Ян III Собесский, ставший впоследствии польским королём. Жолква, таким образом, на какое-то время превратилась в королевскую резиденцию, и к концу 17 века достигла апогея расцвета: строились пышные храмы, гражданские здания и богатые жилые дома-каменицы, разбивались сады и парки, практиковались художества и ремёсла.

После Северной войны город, наряду со своей метрополией, постепенно пришёл в упадок и превратился в обычный периферийный райцентр, сохраняя этот незавидный статус в составе разных государств. Во многом благодаря этому застою в развитии, большинство исторических памятников Жолквы дошло и неплохо сохранилось до наших дней. В данном отчёте мы прогуляемся по обширной рыночной (Вечевой) площади и прилегающим улицам, осмотрим усадьбу и несколько храмов, и проверим, действительно ли полякам удалось построить архитектурно идеальный город.

Хотя Жолква и невелика, без карты нам не обойтись.

Жолква: план города

Первое, что бросается в глаза - обилие укротопонимов нового времени. Здесь появились улицы в честь таких одиозных личностей как Бандеры, Мазепы, Коновальца, Гасина, Воинов УПА и даже Петлюры (последнюю мне удалось с карты зачистить). При этом, не осталось ни одного следа памяти русского лётчика Петра Нестерова, в честь которого город назывался в советское время. Новое поколение, очевидно, забыло, что герой отдал жизнь в небе над Жолквой, чтобы эти люди жили. Галичане, хуле.

Однако, приступим к делу. Единственный въезд в город (все остальные дороги не проезжи) осуществляется с востока, по Львовской, поэтому логично оттуда и начать нашу виртуальную прогулку. Первая достопримечательность нас встречает ещё на дальних подступах к центру - это деревянная церковь пресвятой Троицы (№12 на карте):

Жолква: церковь Троицы

Интересно, что она не только на самом деле древняя (1720), но и действующая. Униаты как раз проводили службу, поэтому увидеть древний пятиярусный иконостас мне не удалось. Для колоколов поставили отдельную каменную звонницу:

Жолква: колокольня Троицкой церкви

Идём дальше по Львовской, и всего через квартал обнаруживаем целый церковный комплекс (№6):

Жолква: церковь Петра и Павла

Мы ещё не в старой Жолкве; первая церковь (св. апостолов Петра и Павла УПЦ МП) и выглядит, и является новоделом (1993, колокольня 2007). Вторая (св.Лазаря) хоть и меньше, но намного старше (1735) и стильнее. Сейчас она принадлежит ещё одной неканонической православной общине - УАПЦ:

Жолква: церковь св.Лазаря

Метров через 500 доходим до границы центра. Раньше на этом месте стояла Львовская брама (один из четырёх въездов в город), а сейчас - хрущобного вида коробка районной рады. Помимо флага, унылое здание украсили большими портретами двух галицких разбойников:

Жолква: портрет Бандеры

Но продолжим церковную линию. Напротив рады располагается большой, занимающий целый квартал бывший доминиканский монастырь (№3). Он был основан в эпоху расцвета города, в 1654 году, и служил наряду с религиозными, ещё и оборонительным целям, будучи частью городских укреплений. Он и сейчас окружён мощной крепостной стеной:

Жолква: доминиканский монастырь

Интересно, что отреставрирован он только с двух сторон из четырёх, и при взгляде на него с разных ракурсов кажется, что это совершенно разные сущности. Парадный фасад, выходящий на Львовскую, выглядит как новенький:

Жолква: Успенский костёл

А на его восточную сторону лучше вообще не заглядывать:



Основой монастырского комплекса служит Успенский костёл (при передаче храма униатам в 1995 году он был переосвящён в честь некоего святого Йосафата). Беглый взгляд на его фасад заставляет предположить, что в 18 веке он подвергся некоторой переделке и приобрёл черты позднего барокко:

Жолква: фасад Успенского костёла

Здесь тоже шла служба, но на сей раз я смущаться не стал, а только перевёл фотоаппарат в бесшумный режим:

Жолква: интерьер Успенского костёла

Я не знаю тонкостей религиозной жизни, и удивился, что в тесный деревянный храм на окраине тех же греко-католиков пришло намного больше, чем в этот большой и каменный.

С северной стороны монастырь выглядит гораздо брутальнее, а стены завершаются двумя круглыми бастионами. Здесь находился северо-восточный угол города-крепости:

Жолква: доминиканский монастырь

Прямо от крепостных стен каждые полчаса отходят автобусы и маршрутки на Львов:

Жолква: автостанция

Мы дошли до гостиницы, пора бы заселиться и немного передохнуть. Отель "Стиль" является фокусом деловой жизни Жолквы, и любая работа здесь считается весьма престижной. Хозяину удалось привлечь часть потока польских туристов во Львов, и по вечерам тут всегда оживлённо. Часть улицы возле отеля даже вымостили плиткой. Обратите внимание, насколько резко преломляется городская среда сразу же после зданий отеля. Украина - страна больших контрастов:

Жолква: гостиница Стиль

Теперь продолжим прогулку и пройдём с севера на юг к нашей главной цели. Городская жизнь в целом выглядит депрессивно, но порой встречаются креативные оазисы:



Между автостанцией и центральными кварталами стоит большая синагога (вместо номера на карте магендоид) - здесь её пропустить невозможно:

Жолква: синагога

Синагога больше похожа на крепость; собственно, она и была частью городских укреплений с 1698 года. Её архитектурная и историческая ценность становится понятной с первого даже непосвящённого взгляда, а после второго возникает недоумение. Было бы чересчур оптимистично ждать от украинского государства трепетного отношения к еврейскому наследию, но разве никто из выходцев жолковской общины не способен пожертвовать не такую уж большую сумму на восстановление такого значимого памятника? Его архитектурные достоинства очевидны:

Жолква: синагога

А вот сколько ещё они будут радовать глаз - неизвестно:

Жолква: синагога

Дело даже дошло до ЛГБТ-граффити на заборе.

По пути на площадь отклонимся направо, чтобы осмотреть ещё два храма. Под номером 4 на карте и в своего рода тупике на местности скрывается действующий монастырь отцов-базилиан (уже третий виденный нами униатский храм УГКЦ):

Жолква: монастырь отцов-базилиан

Основан он был в конце 17 века, хотя каменная церковь стояла тут ещё по фундации Жолкевского с 1612 года. Монахи переосвятили её в церковь Сердца Христова и переделывали вплоть до 20 века, отсюда и её крайне эклектичный вид:

Жолква: монастырь отцов-базилиан

Говорят, что от 17 века остался лишь боковой портал, но я его не заметил. На этом фоне старше остальных построек выглядит колокольня 18 века. Таких широких я больше нигде не встречал:

Жолква: монастырь отцов-базилиан

Ещё ближе к площади стоит главный городской храм - католический костёл св.Лаврентия (№2), однако, пройти к нему напрямую не удастся из-за плотной застройки частного сектора:



Костёл был построен в 1606-18 годах для нужд фамилии Жолкевских; в крипте погребены сам Станислав и многие из его потомков, родственников и других знатных граждан. Здание обошлось без дальнейших перестроек и сохранило свой первоначальный ренессансный облик:

Жолква: костёл св.Лаврентия

Храм, выполненный в форме латинского креста, выглядит пропорционально и стильно - оцените, к примеру, динамизм фигурки архангела Михаила на фронтоне:

Жолква: костёл св.Лаврентия

По всему периметру карниза размещены декорации из геральдических элементов:



Колокольня стоит немного поодаль, на береговом валу - поначалу она служила дозорной башней. Угол наклона у неё не меньше, чем у Пизанской башни:

Жолква: колокольня костёла св.Лаврентия

Мы уже на главной площади, но здесь самое время взять паузу и структурировать наше представление о городе. Мы уже познакомились с рядом важных, но периферийных объектов, участвовавших в изначальной городской планировке. Для наглядности, приведу её целиком, в виде макета-реконструкции "Жолква 17-го века", сделанного Игорем и Ольгой Оконченко:

Жолква в 17 веке

Город строился ещё в то время, когда крепости имели военное значение, поэтому фортификации уделялось главное внимание. Город получил компактную форму, обзавёлся крепостной стеной с угловыми бастионами, дозорными башнями и въездными воротами-брамами. Гетманская резиденция играла роль детинца, а от городских кварталов его отделила огромная площадь. Развивайся город стихийно, рыночная площадь никогда бы не достигла таких размеров, хотя бы из-за банального дефицита жизненного пространства внутри стен.

Для закрепления материала, предлагаю читателям разглядеть на схеме уже знакомые места: оба монастыря, синагогу, костёл.

А теперь можно продолжить осмотр. Обойдём Вечевую площадь от костёла против часовой. Вся площадь выглядит пустовато - до сих пор так и не придумали, как грамотно освоить её объём. Общий вид площади с севера:

Жолква: Вечевая площадь

На дальнем плане - дворец Жолкевича, слева - единый фасад старинных камениц. С обратной стороны, пейзаж заметно веселее - костёл и униатская церковь попадают в один кадр:

Жолква: костёлы

Левее костёла находится Глинская брама с большим фрагментом городской стены. Через неё можно не только выйти, но и проехать на машине (вид с внешней стороны):

Жолква: Глинская брама

Оригинальная брама была разобрана в 60-е годы для улучшения транспортной доступности, так что сегодня мы видим лишь реконструкцию, на мой взгляд, довольно удачную. На фронтоне даже не забыли нарисовать гербы Собесских и Жолкевских.

Западная сторона выходит на берег речки со странным названием Свинья. Впрочем, как я ни вглядывался, никакой водной глади не заметил - возможно, она уже пересохла:



Зато можно ещё раз полюбоваться на наклонную башню костёла, на этот раз как бы снаружи. Для удобства фотографов даже спилили закрывающее вид дерево:

Жолква: колокольня костёла св.Лаврентия

Вернёмся на площадь. Следующий объект - ратуша (№8 на карте). Это тоже не оригинальное строение: первая ратуша обветшала ещё в 19 веке, и её снесли. Новую ратушу построили только в 1932 году, с намёком на стиль ренессанс:

Жолква: ратуша

Наконец, настаёт черёд дворца (№1). Подобно множеству своих европейских собратьев, он прошёл все фазы превращения из замка-крепости в парадную резиденцию, и переход этот, как обычно, состоялся всего за сотню лет 17 века после двух перестроек. Что тут осталось от первоначального творения архитектора П.Щасливого 1606 года - сказать трудно:

Жолква: дворец Жолкевича

Для порядка возьмём обратный ракурс юго-западного угла, который мы только что прошли, а затем попытаемся пробраться вовнутрь:



За вход брали какие-то совсем небольшие деньги, но в этой поездке наличные у нас были на вес золота, поэтому уломали сторожа пустить просто так и ненадолго. Собственно, за что деньги брать-то?



Фондов хватило только на то, чтоб немного обновить фасад, а остальные строения внутреннего двора скоро совсем перестанут подлежать восстановлению. Левый угол поместья выглядит лишь немногим лучше правого, но тут сохранилась угловая башня:

Жолква: дворец Жолкевича

В общем, много времени осмотр дворца не занял, идём дальше. Через единственную сохранившуюся городскую браму - Звержинецкую - выходим посмотреть, что там в восточном предместье. Саму браму (№9) я забыл запечатлеть, поэтому утащим чужую фотку:

Жолква: Звержинецкая брама

Тут необходимо отметить вот что. Все путеводители, включая википедию, выводят название этой брамы от какого-то мифического зоопарка, который якобы содержали в замке. Бред! Брамы всегда и везде назывались по имени города, куда вела проходящая через них дорога. И действительно, смотрим на карту и находим в Польше город Zwierzyniec в прямой видимости от Жолквы. То же самое относится и к Глинской браме, разве что посёлок Глинск находится немного ближе.

За брамой находим небольшой квартал австро-венгерской застройки рубежа веков. Все дома я фотографировать не стал, выбрав здание почты как наиболее типичное:

Жолква: почта

Пройдя немного дальше, выходим к стадиону. В Жолкве есть своя футбольная команда, выступающая на областном уровне:



Но самое примечательное на стадионе - это его шикарный вход, выполненный в классическом сталинском стиле:

Жолква: вход на стадион

Тем же путём вернёмся на площадь - мы ещё не всё там осмотрели. Такое пространство - раздолье детям, ну а мы можем восстановить силы большой кружкой львовского пива:

Жолква: Вечевая площадь

Восточная и центральная части площади образована единым фасадом камениц 17-19 веков. Некоторые из них объединены ещё и арочной пешеходной галереей вдоль фасадов, под которой скрываются торговые ряды:



Прямо скажем, каменицы не отличаются большим разнообразием, но есть несколько занимательных строений, с намёком на модерн и фасадные декорации:

Жолква: каменицы

А вот на северной стороне старинных зданий не сохранилось, их заменили межвоенные жилые дома:



Восточный ряд - самый длинный, и из него в прямом и переносном смыслах выделяется первая по счёту каменица с мощнейшими колоннами, похожими на контрфорсы:

Жолква: каменицы

Остальные дома мало чем могут запомниться:



Самые оригинальные дома, с причудливым смешением стилей и даже кованой резьбой, встретились уже за пределами Вечевой площади - в начале Львовской улицы:



Здесь мы завершили полный круг - через пару шагов выйдем к доминиканскому монастырю. Какой вывод можно сделать из увиденного в "идеальном городе"? Лучшими образцами здешнего ренессанса безусловно являются костёл и синагога, а вот в рядовой застройке определить этот стиль может только знаток архитектуры. Из более поздних стилей присутствует только эклектика - ни барокко (за одним исключением), ни классицизма мне заметить не удалось, а модерн проглядывается лишь эпизодически. Многим городам той же Польши Жолква уступает по стильности и ухоженности исторического центра, но вполне может сравниться с ними и даже превзойти по количеству, разнообразию и архитектуре церквей. Так что посетить Жолкву однозначно стоит, благо от туристической мекки Львова она в пределах лёгкой досягаемости.

  • 1
Успенский доминиканский костел действительно был переосвящен именем св. Иосафата. Не уверен, что приставка "некий" была бы уместна при упоминании церкви некоего Сергия Радонежского, Серафима Саровского (спросите у канонических православных).
На Фото с большим и каменным униатским храмом нет службы. Просто крещение или частная молитва какой-то семьи. Во время богослужения там много народу (я не униат совсем).
Теория о происхождении названия Зверинецкой брамы от названия польского города все- таки не подтверждается

Извольте, но называть "бандитами" не импонирующих вам исторических деятелей не правильно.

Топонимика исторических городов что Украины, что России оставляет желать лучшего. И часто доходит до идиотизма в обеих случаях. Однако конкретно Нестерову (несмотря на все его заслуги) там не место. РИА никого тогда не освобождала. И уж тем более не воевало "за то, что б жили". после захвата Галиции управление краем позакрывало украинские школы, читальни, устроило погром львовского отделения Общества им. Шевченко, вывоз собраний украинского Национального музея в СПб итд. Про поражение в правах евреев, отбирание у них земли (в отличии от АВ в РИ евреи не имели право владеть землей, только арендовать) итд Про депортацию в Сибирь Шептицкого и далее по списку можно даже не говорить. Ирония ещё в том, что все важные посты в новом руководстве края получили или выходцы из РИ, или местные поляки. Местные москвофилы последние 70 лет проводившие агитацию среди крестьян за Россию, которая спасет их от засилья польских землевладельцев никакой власти не получили. Итог: до войны украинцы разделённые на два лагеря (украинофилов, москвофилов) по итогам всех этих событий перешли на первый вариант (а последующие революционные события это только утвердили), бесславный упадок Галицко-русского движения (и его последующая деградация к украинофобии), плюс тут появилось понятие русофобии, чем край славится и до сих пор.

Кстати "укротопониму" Юрию Гагарину, как и Бандере и Петлюре, там тоже не место (потому что у улиц в исторической части такого города должны быть исторические (или связанные с ними) названия). Но его оставили, а вы сделали акцент на другом.

В остальном хороший пост

Жолква (Нестеров): в бандеровском логове

User nutyfesh referenced to your post from Жолква (Нестеров): в бандеровском логове saying: [...] Оригинал взят у в Жолква (Нестеров): в бандеровском логове [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account